Летом и осенью в России пройдёт достаточно масштабная кампания региональных выборов. Жители порядка 20 регионов выберут депутатов законодательных собраний своих субъектов либо столичных дум. К ним прибавится несколько территорий, в которых состоятся выборы губернаторов или глав регионов. Это последняя проба сил перед предстоящими весной 2018 года выборами президента РФ.

Какими видятся общие тенденции предстоящей выборной кампании в регионах РФ осенью 2017 года, будут ли особенности в её проведении и можно ли считать эту осень репетицией весенней кампании по выборам президента РФ?

Игорь Минтусов, президент Российской ассоциации политических консультантов, доцент кафедры по связям с общественностью в политике и государственном управлении СПБГУ:

– На губернаторских выборах общая особенность последних шести лет, когда вернулись прямые выборы, такова, что в их рамках фактически проходят референдумы о доверии федеральной власти. Есть человек, который назначается исполняющим обязанности, или он перестаёт быть губернатором и становится на этот период и. о. Это сигнал для всех местных элит и политического класса, что его поддерживает Кремль. И это голосование «за» или «против» политики Кремля. Учитывая, что вертикаль стала очень жёсткой, выборы в 95% случаев заканчиваются, как правило, в пользу этого кандидата. Кампания, где победил кандидат от КПРФ в Иркутской области, такой радостный кейс, который политтехнологам даёт основание говорить, что выборы конкурентны, – исключение из правил.

Если же брать уровень выборов местных законодательных собраний, то тенденция последних лет в том, что федеральная власть уделяет им всё меньше внимания. Этой осенью «центр» будет озабочен главным образом легитимностью выборов, которые будут проходить. Потому что перед президентскими выборами 2018 года хочет получить более или менее адекватное отражение интересов населения, собрать аналитику. Искажения в этом могут «аукнуться» на президентских выборах. С точки зрения центра есть возможность уступить позиции в заксобраниях партиям так называемой системной оппозиции. Ничего нет страшного, если станет больше регионов, где увеличатся фракции парламентских партий и лояльных, вроде «Партии Роста», «Родины» и т. д.

Федеральная власть не заинтересована в применении административного ресурса в интересах той или иной партии и не будет посылать соответствующих политических сигналов в регионы. Но здесь имеется и другая сторона. У местных элит всегда есть свои конкретные люди, которых они хотят провести в заксобрания. И у них, конечно, будет большой соблазн использовать административный ресурс для своих местных целей. Поэтому определённые задачи всё равно будут поставлены на местном уровне. Есть пример из собственной практики. В 2007 году мы опасались, что в регионе, где мы работали с партией власти, узнают, что в другом субъекте мы ведём одну из оппозиционных партий, и будут «напрягаться». Оказалось, совсем нет. Сильная команда, работающая с другой партией в соседнем регионе, приносит выгоду, т.к. снижает рейтинг однопартийцев при сравнении регионов. Этот подтверждение того, что борьба между субъектами за результат осенью, конечно, будет.

Игорь Минтусов, президент Российской ассоциации политических консультантов, доцент кафедры по связям с общественностью в политике и государственном управлении СПБГУ