В историю автоспорта Удмуртии второй этап чемпионата мира по авторалли World Rally Car (WRC) – Uddeholm Swedish Rally – в феврале 2008 года был вписан с новой главы.

Дебют ижевского пилота Игоря Даутова в гонках WRC одновременно стал дебютом представителя автоспорта Удмуртии на мировом раллийном турнире. Ижевчанин на своём Citroen C2R2 сумел-таки добраться до финиша, замкнув пятый десяток в генеральной классификации.

В новейшей летописи удмуртского автоспорта (возьмём только российский период) всего пятеро ижевских пилотов воплотили в реалии свои идеи по участию в международных ралли топового уровня.

В конце 90-х годов дуэт ижевской команды «Спецгазавтотранс» в составе Сергея Балдыкова и Антона Зиновьева на Ford Escort и Opel Corsa результативно гонялись на ралли в Болгарии (Albena), Греции (Elpa), Германии (Deutschland) и Польше (Reid Polski), которые наполняли «канал» второго по статусу раллийного эшелона – чемпионата Европы. Они довольно успешно «катали» континентальное первенство и были вынуждены окончательно свернуть гоночную программу после обвального национального дефолта в августе 1998 года.

В декабре 2006 года на этапе чемпионата WRC появился Денис Гродецкий – по сути, московский джентльмен-драйвер (иначе бизнес-драйвер) и сын тогдашнего директора «Ижмаша». Называть его ижевцем можно было с оговоркой. Большую часть времени Денис Владимирович проводил по делам бизнеса в Москве, а на досуге активно атаковал прибалтийские, по большей части эстонские ралли.

В Британии за рулём Ford Fiesta Гродецкий-младший попытался проехать Wales Rally в зачёте production – PCWRC. Однако до финиша он так и не добрался. Но то, чего не удалось сделать Гродецкому, посчастливилось выполнить Игорю Даутову.

Самое удивительное, что своё турне в Скандинавию на WRC Игорь Даутов не считает карьерной wow-гонкой.

– Это был подарочный выезд за победу в российском Кубке Citroen, – констатировал обладатель Кубка России-2007, а сегодня инженер-механик и тренер. – На этап WRC мы приехали как на обычную гонку и отработали её в «дежурном режиме». Что касается моей гоночной эволюции, то на неё оказали влияние «семейные обстоятельства». Моим дядей был именитый ижевский мотогонщик Сергей Чирцев. Мой отец (Тахир Михайлович Даутов) тоже всю жизнь находился рядом с автомотоспортом, и не случайно, что на базе завода «Ижнефтемаш» долгое время работала гоночная команда, за которую выступал Ренас Мухаметзянов, выигравший в 2002 году седьмую по счёту «Рождественскую гонку» в Тольятти. Именно «Рождественка» окончательно влюбила меня в автоспорт, когда в 1997 году я впервые увидел эту гонку вживую. Тогда у меня возникла юношеская мечта во что бы то ни стало проехать этот рейсинг. Все мои спортивные амбиции были направлены на то, чтобы однажды выйти на старт «Рождественки». И когда в конце 2007 года на моём телефоне раздался звонок с персональным приглашением принять участие в 13-й Рождественской гонке, я ощутил незабываемые счастливые мгновенья! Правда, на тот момент у меня не было трековой машины. Поэтому пришлось обращаться к Саше Небогатикову, купившему раллийный Citroen Saxo, идеально подходивший под технические требования гонки. На этом «саксике» я выиграл все восемь заездов основной гоночной серии и вышел в финал, где мне предстояло побороться с Александром Сотниковым из Курска, управлявшим тоже Saxo. Досадно, что из-за проблем со сцеплением я не сумел разгоняться на старте и уступал Сотникову в обоих финальных заездах.   Другим ярким эпизодом гоночной карьеры назову финал Кубка России в сезоне-2006. На ралли «Санкт-Петербург» мне надо было обязательно финишировать первым, чтобы мой второй пилот Саша Шатунов мог завоевать национальный трофей в штурманском зачёте. При этом дополнительным условием для победы являлось то, что экипаж москвичей Сергея Геращенко и Алексея Курносова должен был финишировать ниже второго места. Поэтому гонка получилась безумно скоростной и, наверное, самой страшной в моей карьере.

До «Санкт-Петербурга» я никогда раньше не пугался, сидя за рулём спортивного автомобиля. А тут, входя в дугу на длинном повороте, я в какие-то секунды зажмуривал глаза, потому что из-за густых высоких кустов выхода из виража не было видно. Кусты мелькали, машина мчалась вперёд, но при этом держала траекторию! В ралли большая доля успеха зависит от правильно записанной стенограммы и слаженной работы экипажа. Прописывают «стенку» вместе, а позже, когда штурман её читает, а пилот исполняет без ошибок, есть большая вероятность заехать на подиум. И если ты правильно поставил машину на дугу, то она будет держать траекторию ровно столько, сколько должна в конкретном повороте, и её не должно уводить в сторону…

После первой секции мы проигрывали экипажу Геращенко около двух секунд, и чтобы максимально облегчить автомобиль, на сервисе мы выкинули из него «всё лишнее и ненужное» и заливали топливо, рассчитывая его буквально до грамма. За вторую секцию мы не просто отыграли отставание, но и сумели нарастить преимущество, хотя на трёх «сушках» (скоростных спецучастках) подряд (!) мы показывали уникальный для ралли результат – абсолютно одинаковое время.

Справка:

Игорь Даутов, ижевский автогонщик, обладатель Кубка России – 2007 г., инженер-механик, тренер.