Этим летом туристическая сфера Удмуртии предлагает немало интересного. В республике стали появляться новые локации и маршруты, привлекающие не только местных жителей, но и гостей из разных уголков страны. Мы узнали, что сейчас пользуется особым спросом, куда можно отправиться уже в ближайшие выходные и как выстраивает экотуризм наш ближайший сосед – Республика Татарстан.

Александр Конюхов, совладелец глэмпинга «Атмосфера»:
– Глэмпинг – это новый вид экотуризма, сочетающий в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Наш глэмпинг открылся этим летом на территории оленьей фермы по Нылгинскому тракту. Всего у нас пять сфер, в каждой четыре спальных места. Сферы могут использоваться круглогодично, так как полностью автономны – в них предусмотрены все коммуникации, в том числе отопление.

Сейчас также популярны глэмпинги, представляющие собой небольшие деревянные домики с панорамным остеклением от пола до потолка. Например, такие есть в Татарстане, Кировской области и Марий Эл. Но нам захотелось сделать что-то особенное, чего нет в соседних регионах. В Удмуртии имеются различные базы отдыха, но глэмпинги пока не появились. Если сравнивать нашу республику с Татарстаном, то Удмуртия в туристическом плане ещё не так развита и находится в самом начале пути.

На экотуризм чувствуется спрос. Он станет хорошей точкой притяжения как для жителей Удмуртии, так и для гостей республики. В сентябре пройдёт конкурс на получение федерального гранта на строительство глэмпинга. Мы будем участвовать и постараемся его получить, а пока всё строим за свой счёт.

Полина Павлова, заместитель генерального директора АО «Корпорация развития УР»:
– Сейчас из-за ограничений выездного варианта внутренний туризм достаточно хорошо развивается. Становятся популярны как индивидуальные туры, так и групповые поездки. В летнее время все основные объекты размещения были заполнены. Появляются и новые варианты отдыха. В прошлом году Ростуризм одобрил несколько заявок из Удмуртии на выдачу грантов на строительство глэмпингов. Пока ни один из тех, кто планировал участвовать в этом проекте, не построился – ждут финансирование. Это касается и проекта комфортабельного палаточного городка «Глэпминг» на территории базы отдыха «Нечкино».

При возведении глэмпинга важно понимать общую туристическую активность и ориентироваться на целевую аудиторию. Как правило, это приезжие. У нас в Удмуртии неплохо обстоит дело с местами для размещения. Все отмечают, что появилось много гостиниц среднего уровня. А глэмпинг – новый вид отдыха и экотуризма – это как десерт, как вишенка на торте.

Возможно, глэмпинги будут пользоваться спросом и у жителей Удмуртии. Нужно оценивать проект комплексно. Если бы его построили, например, рядом с горой Байгурезь или ещё в каком-то труднодоступном месте, где нет других возможностей размещения, то, вероятно, он бы быстро стал популярным. Тем не менее ради любопытства ижевчане всё равно будут ездить. Есть ощущение, что в 2022 году произойдёт бум глэмпингов – откроется сразу несколько объектов с интересными концепциями, которые будут радовать гостей и жителей республики.

А главным трендом в Ижевске этим летом стали сапборды. Сап представляет собой плоскую плавучую конструкцию вытянутой формы, на которой размещается один или несколько человек. Всего открыто около пяти клубов, где на этой новинке можно поплавать. Ижевский пруд идеально подходит для сапов – здесь нет сильного течения, а большая площадь покрытия позволяет спокойно передвигаться. Сапы – это то, что год назад мы программировали вместе с глэмпингами.

Альбина Фахрутдинова, владелица глэмпинга «Дикая собака Динго» (Татарстан): 
– Мы открыли глэмпинг в 2019 году. Он находится под Казанью, на дачном участке на берегу Волги. Для такого формата мы выбрали тенты, которые по своим условиям проживания предусмотрены только на летний сезон. По этому направлению в Татарстане пока что не очень серьёзная конкуренция, хотя и появляются новые игроки. Например, с открытием неподалёку ещё одного глэмпинга у нас произошёл небольшой отток посетителей, но к новому сезону всё стабилизировалось, поскольку уже сложилась своя постоянная аудитория. Мы не претендуем на лакшериусловия, упор идёт на концепцию. Наша аудитория – это не гламурные дамы, приезжающие пофотографироваться, а, скорее, хипстеры и молодые семьи, которым важны комфортный отдых на природе и, главное, простота – такой глэмпинг «для своих» в клубном формате.

В основном к нам приезжают из Москвы, Самары, Тольятти, Нижнекамска, Альметьевска, Ижевска, Набережных Челнов, Йошкар-Олы и Казани. Ситуация с пандемией повлияла на нас положительно: в 2020 году был очень высокий спрос, который сохранился и сейчас. Он по-прежнему существенно превышает предложение. Если в будни в глэмпингах ещё можно найти свободные места, то на выходные они распродаются на месяц вперёд.

Тенденция такова, что все вновь открываемые глэмпинги очень похожи друг на друга. Мы держимся особнячком, потому что заложили философию ретрокемпинга. У нас есть различные ретро-декорации, настольные игры, можно слушать пластинки, играть в приставку «Денди» из 90-х. Имеется возможность пожить в комфортных условиях и при этом вспомнить молодость.

В мире формат глэмпингов популярен уже давно. В Европе и Америке существует культура путешествий, а у нас её нет, так как многие заповедные территории закрыты. Но мышление людей меняется, они уже не хотят ездить на природу «дикарями», оставляя после себя мусор. К тому же существует запрет на разведение костров в лесу, кому-то не хочется кормить комаров, а базы отдыха морально устарели.

Владельцам глэмпингов сыграло на руку и закрытие границ, когда жители посмотрели вглубь страны. Думаю, что даже после снятия всех ограничений останется высокий спрос на внутренний туризм: люди узнали, что в России тоже немало красивых классных мест и есть что посмотреть. В Татарстане активно развивают экотуризм. Создана даже специальная Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма, которая поддерживает предпринимателей. Всё остальное уже развито, осталось прокачать природный туризм.

Никита Москвин, директор МАУ «Центр Тюрагай»:
– Мы прилагаем большие усилия, чтобы развивать внутренний туризм в Малопургинском районе. У нас существуют свои популярные этно-маршруты, наблюдается большой спрос на этнографию ввиду того, что район расположен недалеко от наших туристических столиц – Сарапула и Ижевска. Пандемия и закрытие границ привели к тому, что люди начали активно путешествовать по России, открывая для себя новые места. Анализируя цифры, которые показывают увеличение туристического потока в два раза, можно точно сказать, что интерес к родному краю, к Удмуртии, у людей однозначно есть.

Также мы сотрудничаем с региональными туроператорами. Как муниципальное предприятие, я не могу полностью оказывать весь спектр услуг, а вместе с туроператором это прекрасно получается. В сентябре мы планируем начать развитие сельского туризма – это будет абсолютно новый автобусный маршрут в направлении Бураново и Кечёво.

Конечно, мы ещё отстаём от других регионов как по показателям, так и в плане организации маршрутов. Но надо сказать, что сегодня наблюдается положительная динамика и в нашем, и в соседних районах. Я думаю, что у республики однозначно есть будущее в этом плане. К нам приезжают из Москвы, Кирова, Перми, Казани, Уфы, других городов. В Удмуртии ценовая политика выстроена в щадящем режиме, ещё один плюс – наша республика доступна с географической точки зрения.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).