ФРП: инструкция по применению

Три удмуртских предприятия уже получили льготные займы от Фонда развития промышленности на общую сумму 360 млн рублей. Ещё 10 проектов находятся на рассмотрении. Что нужно учесть при взаимодействии с ФРП, повысив шансы на успех?

Игорь Зотов, советник директора Фонда развития промышленности:

– Действует пять адресных программ поддержки. Первая и самая популярная – «Проекты развития», а также «Станкостроение», «Конверсия» (диверсификация ОПК и рост производства гражданской продукции) «Лизинговые проекты». Новация 2017 года – программа «Комплектующие изделия», направленная на локализацию конечной промышленной продукции.

Кроме того, сегодня у ФРП подписаны соглашения о сотрудничестве с 73 российскими региональными фондами, предусматривающие совместное финансирование проектов. В вашей республике этот функционал передан Удмуртскому фонду развития предпринимательства.

Этапы
  1. Подача заявки. Необходимо зарегистрироваться на сайте Фонда, заполнить анкету (займёт от 30 минут до часа).
  2. Экспресс-оценка. Сотрудники ФРП в течение пяти дней проверяют заявку на соответствие заданным критериям.
  3. Подготовка комплекта документов, которые загружаются на сайт. Три самых сложных – бизнес-план, финансовая модель и так называемое техзадание. На этом этапе предприятию предоставляется внутренний менеджер проекта.
  4. Комплексная экспертиза: финансово-экономическая, правовая, производственно-технологическая, научно-техническая и залоговая. Помимо изучения документов, сотрудники Фонда проводят выездную проверку на предприятии-заявителе.
  5. Заседание экспертного совета, в состав которого входит 18 членов – предприниматели, банкиры, члены профильных ассоциаций. Этот орган – аналог кредитного комитета в банке. Отличие в том, что у представителя предприятия есть возможность защитить свой проект перед экспертами.
  6. Решение о выделении займа. При идеальном сценарии и хорошем качестве документации от момента подачи заявки до получения финансирования может пройти 3 месяца.
Ограничения по тратам

Деньги фонда можно тратить на:

– разработку нового продукта – ОКР, приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности;

– подготовку производства – разработку проектной документации, инжиниринг, техаудит;

– приобретение в собственность промышленного оборудования;

– хозяйственные расходы.

Нельзя тратить на:

– строительство и капремонт;

– проведение научно-исследовательских работ;

– приобретение недвижимости;

– производство продукции военного назначения;

– рефинансирование взятых предприятием кредитов.

Первые три статьи могут идти в составе проекта, но должны классифицироваться как софинансирование.

Топ-5 ошибок заявителей
  1. Не назначают одно ответственное лицо для работы с ФРП. Состав требуемой документации предусматривает участие нескольких структурных подразделений предприятия в подготовке заявки. Часто документы, подготовленные разными отделами, не укладываются в рамки одного проекта.
  2. Назначают некомпетентного или безответственного представителя для работы с ФРП. Вся работа с Фондом ведется посредством переписки в личном кабинете. Если директор предприятия её не видит, то не может проверить работу подчинённого.
  3. Не используют материалы ФРП для подготовки документов.
  4. Увидев замечания от Фонда, сдаются и отказываются от диалога. Это не провал: заявку можно доработать, документы – перезагрузить.
  5. Готовят некачественные документы, в которых имеются ошибки и разночтения. Или, наоборот, долго пытаются добиться идеального соответствия, а за это время требования снова меняются.
Топ-5 проблем в процессе сделок
  1. Недостаток и низкое качество обеспечения по займу.
  2. Объём подтверждённого софинансирования не соответствует требованиям программы.
  3. Отсутствие потенциала в составе проекта импортозамещения, экспорта и использования НДТ.
  4. Рынок целевой продукции уже насыщен, конкуренция среди российских игроков.
  5. Текущее финансовое положение заявителя неудовлетворительно.

Сергей Кривошеев, генеральный директор ООО «НПЦ «Пружина»:

– Мы начали работать с ФРП в мае 2016 года. На получение займа ушло около полугода. Это вполне реально, но есть нюансы. Обязательно надо проработать бизнес-план и финансовую модель. Вы должны чётко оценивать рынок и быть уверенным в объёме, номенклатуре, клиентах. Финансовая модель предусматривает высокую детализацию инвестиций. У нас статьи расходов были оценены теоретически, когда началась реальная работа, возникли сложности.

Из учреждений госсектора, с которыми мы сталкивались, в Фонде меньше всего бюрократии. Здесь реально заинтересованы в реализации ваших проектов. Будьте  открыты – и вам помогут.

Иван Иванов, заместитель генерального директора по экономике ОАО «Свет» (Можга):

– Мы относительно легко прошли входную экспертизу и начали готовиться к комплексной. Заминка возникла со справкой о залоговом имуществе. У предприятия не было свободных средств на привлечение большого залога. В республиканском бюджете на эти цели денег не предусмотрено. Поэтому мы не смогли представить документы в срок. Сейчас планируем сделать вторую попытку. Инициатором проекта будет не само предприятие, а торговый дом, а ОАО «Свет» – поручителем.

Ирина Бушмакина, сотрудник планово-экономического отдела ЗАО «Ижевский опытно-механический завод»:

– Мы оформили заявку в августе 2017 года. Было принято решение работать с региональным фондом, поскольку сумма займа составляет менее 100 млн рублей. Нам выделили местного специалиста, с которым можно встречаться лично, провели интернет-конференцию с московскими представителями.

При подготовке заявки важно провести внутреннее маркетинговое исследование российского и зарубежного рынка. И говорить не об одном продукте, а о линейке, в которой скорее что-то «выстрелит».

Читайте также: