18 мая прошла встреча бизнес-клуба AXIS с венчурным инвестором Фаридом Гариповым, основателем Toruda Group, включающей в себя 37 направлений бизнеса. Как продавать через Интернет, почему работа в сфере услуг невыгодна и что стало для предпринимателя испытанием на прочность — читайте далее.  

 

О создании сайта

Наполнять продающий сайт контентом лучше сотрудникам компании, а не специалистам со стороны. Если хотите, чтобы ресурс генерировал поток клиентов, ему нужно уделять много времени. Не получится найти исполнителя, просто заказать ему сайт, а потом принять готовую работу. Вы продумываете структуру, деление на категории и наполнение, а подрядчик делает «скелет».

Желательно также самостоятельно собрать семантическое ядро – список поисковых запросов, по которым вас будут находить клиенты. Уверяю, в процессе вы совершите массу открытий. Например, посмотрев статистику поисковых запросов, обнаружите, что в каком-то сегменте клиентов в разы больше, чем вы предполагали.

Перед запуском сайт надо проверять с помощью программ-роботов. Есть сервисы, которые помогут найти ошибки – дубли страниц, товары с нулевыми ценами, отсутствие раздела «Оплата и доставка».

Создать сайт и наполнить товарную группу – это основная часть работы. Потом он начинает работать на вас. Поддерживать сайт и обновлять ассортимент легко.

О продвижении

Нам часто предлагают услуги по маркетингу для увеличения продаж, но мы отказываемся. Клиенты должны доставаться бесплатно, то есть сами находить наши сайты в Интернете. Для этого нужно настроить поисковую оптимизацию. Продавать в Интернете можно разными способами – иметь группу ВКонтакте, сайт-одностраничник. Главное – чтобы сразу были видны контакты компании. Само по себе оформление в виде интернет-магазина не генерирует поток клиентов. Некоторые из них даже не переходят на сайт, а звонят по телефону компании, который видят в поисковой выдаче.

О специализации     

Стратегия «широкий ассортимент товаров на одном сайте» оказалась для нас проигрышной. Мы делали большой проект по типу ведущих интернет-магазинов, но он «не взлетел». Тогда решили создавать узкоспециализированные сайты по товарным группам – и «попёрло». Оказалось, что поисковые системы лучше индексируют такие интернет-магазины. И посетитель, попадая на сайт, где продаются только лодки или велосипеды, больше верит в компетентность продавца.

О делегировании

Делегировать можно всё, кроме собственно предпринимательского подхода. На выставки я езжу один. Смотрю, подходят ли предлагаемые товары для продажи через Интернет, «примеряю» новые виды бизнеса. Для этого нужно особое мышление. Наёмный работник, приехав на выставку, побоится рисковать и может не заметить новые возможности.

Об услугах

Я предпочитаю не заниматься оказанием услуг, поскольку не считаю этот бизнес достаточно перспективным и прибыльным. В такой нише можно быстро подняться, но так же быстро и упереться в потолок. Знакомые бизнесмены, работающие в услугах, неизбежно попадают в «вилку»: клиентам дорого, а сотрудники недовольны, что мало получают. К тому же если предприниматель не сам оказывает услуги, а только организует работу исполнителей, он выглядит как лишнее звено.

О книгах

Мне близки две книги о бизнесе – «От хорошего к великому» Джима Коллинза и «Мы здесь, чтобы победить» Дмитрия Соколова-Митрича. Во второй собраны истории российских предпринимателей-спортсменов. Перед одним из героев книги – миллиардером и венчурным инвестором Леонидом Богуславским – я просто снимаю шляпу. У него действительно можно многому научиться.

Ещё слежу за деятельностью российских бизнесменов из списка Forbes – Петра Авена, Юрия Мильнера и Алишера Усманова. Последний в своё время совершил благородный поступок – выкупил у правообладателей «Союзмультфильма» всю коллекцию советских мультфильмов, заплатив миллионы долларов, и подарил её одному из детских телеканалов. Чтобы дети росли на хороших мультфильмах, а не низкопробных западных.

Об экстриме

Последнее моё достижение, которым я горжусь, – поездка в Киргизию в ущелье Ала-Арча, что недалеко от Бишкека, с группой ижевских альпинистов. Начинал я с коммерческих маршрутов, когда поднимаешься в горы под руководством гида. Но в какой-то момент надоело чувствовать себя «роялем» – так на сленге называют клиента, которому надо помочь взойти на вершину. Покорять горы со спортсменами, с которыми у тебя равные отношения, гораздо интереснее.

Тренировочный выезд в Киргизию помог мне повысить свой уровень в альпинизме. Представляете, что такое две недели прожить в условиях дикой природы, на высоте 3300 метров, когда рядом только семь человек? В каменной хижине, где нет даже отопления. И неважно, какая погода – минус 25 или минус 8 градусов. Мы жили на морозе, совершали восхождения, каждый вечер возвращались уставшими до предела. Одежду сушили на себе – на морозе она бы осталась мокрой. Спускаешься вечером к базе и думаешь: «Хоть бы я был не первым вернувшимся», потому что тогда тебе готовить ужин. А воды нет. Вытряхиваешь из мешка лёд в кастрюлю, начинаешь топить. Газ не горит при -25, зажигаешь свечу, отогреваешь газовый баллон – и только потом готовишь еду. Жизнь в экстремальных условиях заставила по-новому взглянуть на многие обыденные вещи.