Евгений Ренёв. Удмуртия на пути к государственности

99 лет назад, 4 ноября 1920 года, мир увидел документ, надолго, если не навсегда, определивший путь развития наших пространств.

 

Теодор БУХ

В далёком тогда Кремле главный от советской власти М. И. Калинин и вождь мирового пролетариата, а по совместительству руководитель тогдашнего правительства В. И. Ленин подписали документ о создании Удмуртии: «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

1. Образовать автономную область вотякского народа.

2. Установление границ и выработку положения автономной области поручить комиссии в составе представителей Наркомнаца, Накомвнудела и Наркомзема с участием представителей заинтересованной национальности и заинтересованных губисполкомов.

3. Обязать комиссию закончить свою работу в кратчайший срок…».

Казалось бы, сбылась вековая мечта жителей Прикамья. Однако сама история наша значительно древнее. И путь к государственности Удмуртии на самом деле был долог, извилист и часто весьма причудлив. О некоторых его этапах, сегодня прочно забытых или мало известных, мы и начнём рассказывать в журнале.

 

Линия слева от текста

ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ИСТОРИКОВ И ЭТНОГРАФОВ, ОПИСАВШИМ НЕКОТОРЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УДМУРТИИ, БЫЛ ВРАЧ ИЖЕВСКИХ ЗАВОДОВ МАКСИМИЛИАН ТЕОДОР БУХ

 

Начало: между легендами и действительностью

Итак, 2020 год будет годом столетия удмуртской государственности. Вроде бы не так много, особенно в сравнении с дальними и близкими соседями, которые смело рассказывают о тысячелетней истории своих государств или о прибытии своих предков на Землю то ли с Сириуса, то ли с Ориона (как написано в одном из учебников наших юго-западных братьев: «учёные спорят»). Наши же историки скромно, но с некоторой хитринкой в ответ молчат. Лишь с грустью и пониманием улыбаясь, показывая, что и нам есть что рассказать о себе. И не делаем мы это только потому, что не хотим расстраивать этих дальних и близких соседей. Но пришло время и нам начать рассказывать свою правду.

 

Из легенд и сказок

Одним из первых историков и этнографов, описавшим некоторые этапы становления государственности Удмуртии, был врач Ижевских заводов Максимилиан Теодор Бух. Балтийский немец по происхождению, собравший и опубликовавший около 150 лет назад множество фактов и легенд из текущей и мифической жизни удмуртского народа. Отрывок из его сочинений в переводе с немецкого языка мы впервые за последнюю сотню лет приведём здесь. «…В древние времена удмурты жили не здесь. Они пришли с запада от города Вятка.

Там у них было собственное царство (eks’eiulos) и, в общем, их собственная независимая система самоуправления. Неизвестно, чем удмурты там занимались, во всяком случае, не земледелием. Когда русский царь завоевал пограничные города их королевства, он начал принуждать живущих на границе удмуртов принимать крещение. Когда они на это не согласились, русский царь им сказал: убирайтесь прочь отсюда в леса и живите там вместе с животными и как животные. Удмурты не хотели покидать свою родину и своё царство, но они были оттеснены русскими на восток, где были ещё более непроходимые леса. Поскольку русский царь всё больше и больше оттеснял их на восток, они, наконец, оказались в том месте, где сейчас находятся районы Малмыж, Глазов, Сарапул и Елабуга. Одновременно с ними были оттеснены также и черемисы, их соседи.

К тому времени предводителем племени удмуртов был герой по имени Тутой (Tutoi). Ему очень понравилось место на реке Вала (в Малмыжском районе) в большом непроходимом лесу, тем более что русские никак не смогли бы проникнуть в этот лес. Тутой хотел поселить здесь свой народ; но тут появился черемисский вождь со своим народом, который также хотел здесь обосноваться. Между предводителями завязался спор. Тутой предложил ему перекинуть ногой пень с одного берега Валы на другой. Вождь черемисов согласился, но тайком выкопал пень из земли и свободно поставил его на старое место. Когда всё было готово, он толкнул ногой свой выкопанный пень, и тот перелетел через реку и упал на другом берегу. После этого Тутой толкнул ногой другой, невыкопанный пень; пень взмыл высоко в воздух и упал по другую сторону реки где-то на 30 саженей дальше от берега. Когда вождь черемисов это увидел, он покорился Тутою и признался, что он заранее выкопал свой пень. Тутой поселился на том месте со своим народом, а вождю черемисов пришлось отправиться на другую сторону реки».

 

Крепость древних удмуртов

 

Под дланью великого Рима

Теперь о делах реальных, доказуемых фактами. Давно это было. Не менее 1,5 тыс. лет тому назад, а может быть, и ещё раньше. Не было ещё ни чванливой Москвы, ни анемичного Петербурга, ни заносчивой Казани, а Ижевск и Удмуртия уже были. Да скажем прямо – из знаменитых городов только Рим и Ижевск, империя и неизвестно как тогда называвшаяся Удмуртия, тогда были! Важно то, что в те далёкие времена на берегах Камы, Ижа, Карлутки, Подборенки и других рек поселились племена, которые начали их обживать. И не просто обживать, а создавать собственное пространство, из которого потом и выросли города и сёла современной Удмуртии.

Простиралось тогда её пространство даже по современным меркам очень далеко – древние жители Удмуртии дошли до Уфы и Казани, где поставили свои крепости. А были эти крепости непростыми: древние жители Прикамья ставили в главных местах своего проживания двойные башни-крепости, подобные тем двум крепостям-городищам, что защищали более 1,5 тыс. лет назад территорию древнего Ижевска со стороны речки Карлутки (сейчас здесь район санатория «Металлург»).

 

Линия слева от текста

С ЗАПАДА ОТ ГОРОДА ВЯТКА У ДРЕВНИХ УДМУРТОВ БЫЛО СОБСТВЕННОЕ ЦАРСТВО (EKS’EIULOS) И, В ОБЩЕМ, ИХ СОБСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Первая из ижевских крепостей была расположена в 250 м к югу от упомянутого санатория «Металлург» и в 200 м – к востоку от Южного кладбища, размеры его составляли 2500 кв. метров. Вторая находилась в 120 м к юго-востоку от упомянутого санатория и в 300 метрах на северо-восток от кладбища, площадь её в четыре раза превышает площадь первой и достигает почти 10 тыс. кв. метров.

Построены, как считается, эти крепости были в IV–V веках н. э. племенами мазунинской культуры (одни из предков удмуртов – так называемые праудмурты) и располагались на самом высоком холме Ижевска над широкими в то время лесными и водными просторами. Интересна сама стратегическая задумка этих сооружений – именно их сдвоенность, которая затрудняла возможности противника при осаде. Потому что обе крепости находились друг от друга в убойном для стрел пространстве (чуть более 100 м друг от друга), и атакующие хоть одну из них, хоть обе сразу, непременно подставляли открытыми свои спины для обстрела со стороны защитников соседней крепости. К тому же при нападении на любую из них защитники соседней всегда могли прийти на помощь и ударить в тыл нападающим. Всё это говорит о высоком уровне развития военного искусства у древних хозяев Карлутки.

Оба Карлутских городища представляли из себя, по-видимому (по-видимому потому, что они так и остались фактически не раскопанными археологами, то есть недоисследованными), деревянные крепости, которые были защищены бревенчатыми стенами, валами и рвами. Помимо того, древние строители умело использовали и особенности естественного рельефа местности – обе твердыни были защищены ещё и глубокими обрывами, которые вели к речным руслам. Точно такие же спаренные крепости, принадлежащие к той же временной эпохе и тем же праудмуртам-мазунинцам, археологи находят и в соседней Башкирии. Они так же располагаются вдоль водных путей, особенно много их по руслу реки Белой.

 

Столица вятских удмуртов Кылнокар

 

Дети воды

Сравнительно недалеко от древних Карлутских крепостей находится место упокоения их жителей, так называемый Ижевский могильник, который был обнаружен более полувека назад в том берегу пруда, где стоит бывший Дворец пионеров. Месте, известном среди ижевчан как Вшивая горка. Его датировка ещё более ранняя. Так, если Карлутские крепости датируются IV¬–V веками н. э., то этот могильник – III–V веком.

Интересен антропологический тип древних ижевчан. Анализ костяков, найденных на Вшивой горке, показывает, что мужчины, похороненные здесь, относятся к монголоидному типу. Женщины же преимущественно представляют из себя метисный тип – синтез европеоидных и монголоидных черт. Жили древние жители Ижевска, судя по нашему древнему могильнику, недолго. Средняя продолжительность их жизни колеблется от 29,3 до 39,5 лет. Мужчины, впрочем, жили дольше женщин: их верхний предел достигал 43 лет, в то время как у женщин, в отличие от дня сегодняшнего, он был на восемь лет меньше (как тут не вспомнить стихи Некрасова о долюшке женской).

Ижевчанин

Древние легенды рассказывают, что когда-то в удмуртские земли по рекам поднялись люди-великаны. Звали их алангасары. Были они, судя по рассказам, добродушными увальнями, но сумели научить древних удмуртов различным умениям и ремёслам, а затем ушли обратно в свою далёкую страну. Возможно, что само название этого народа-учителя восходит к древнему народу атлантов, который после гибели Атлантиды, праматери всех земных культур и цивилизаций, подарил часть своих знаний людям, а потом ушёл, возможно, на свою планету.

Эти легенды совпадают с рассказами ацтеков (и не только их) о том, что в земле Атлан их учителями были два светлокожих и рыжеволосых бога-великана, которые тоже ушли. Один – в море, другой – на огненном плоту в небо. Древние индусы тоже рассказывали нечто подобное. Согласно их преданиям, очень давно к людям пришли великие учителя, пришли из вод священной реки

Ижевчанка
Ганг, хотя и умели летать по небу на огненных колесницах. Были они почти трёхметрового роста, светлокожи и светловолосы. Отдав людям знания (сколько те могли понять и усвоить), часть из них вернулась в великую реку (после чего пепел своих мёртвых индусы стали отправлять вслед за ними), а часть ушла в пещеры священной и таинственной страны Шамбала в Гималаях. Там эти учителя-махатмы погрузились в состояние глубокой медитации под названием «сомати», чтобы вернуться к людям, когда им станет совсем плохо.

Возможно, что в память о них и в ожидании их возвращения хоронили древние ижевцы своих мёртвых ногами по направлению к воде, обозначая своё вечное возвращение к истокам. Так они и лежали между Подборенкой и ручьём, чьё русло сейчас спрятано под землёй около Дворца пионеров, ступнями к воде.

 

Пропавшая монета

Судя по находкам из Ижевского могильника, контакты жителей карлутских крепостей были весьма широкими. Об этом свидетельствует, к примеру, древнеримская золотая монета императора Марка Аврелия Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus), царствовавшего с 222 по 235 гг. Это один из последних относительно удачливых императоров времён заката Рима. При нём, пожалуй, закончилась римская военная экспансия, дошедшая до наших территорий, и было завершено возведение вертикали власти. После его гибели от рук собственных легионеров Рим надолго погружается в череду междуусобиц и неуклонно катится к гибели.

Чеканку найденной в Ижевске монеты датируют 223 годом (она пропала прямо с экспозиции в 1963 году, и следы её до сих пор не найдены; сейчас она бы стоила не менее 100 тыс. евро). Состояние её было достаточно хорошим – без обрезанных краёв, она не была затёрта от долгого обращения, то есть вполне могла попасть к нам вскоре после производства. Отсюда, думается, Ижевск как будущая столица Удмуртии может вполне обоснованно претендовать на существенное «удревнение» своей реальной истории (да ещё и с учётом датировки самих ижевских крепостей и могильника).

Так, к примеру, поступили наши соседи в Татарстане, которые свой недавний тысячелетний юбилей основания Казани отпраздновали, исходя из данных современных археологических раскопок, хотя ещё чуть более 50 лет назад намеревались праздновать лишь 850-летие. Но «неожиданно», когда было надо, в центре татарской столицы при раскопках в казанском Кремле была найдена чешская монета, датированная временами правления чешского короля Вацлава Святого (предположительно, чеканки 929–930 гг.), монетовидная подвеска того же времени и другие артефакты.

У нас же, как мы рассказали, история государства удмуртского помимо легенд содержит и конкретные факты. К тому же наши археологические находки по меньшей мере на полтысячелетия древнее казанских!

 

В таких домах жили древние ижевцы

 

Источник иллюстраций

Картинки: Белых В. Л. Городище Кылно. Холст, масло. 1997 // Валентин Белых. – Ижевск, 2011. – С. 43. – Варианты назв.: «Столица вятских удмуртов Кылнокар». Источник сведений: Гришкина М. В. История Удмуртии: 7 класс. Ижевск, 2007. С. [1] вкладного листа; «Столица вятских удмуртов Кылнокар (Хлынов)». Источник сведений: Вордскемкыл = Родное слово. 2007. N 1. С. 31; «Город Хлынов на реке Вятке». Источник сведений: Белых В. Л. Удмурт батыръёс = Удмуртские батыры. Ижевск, 2008. С. [3]; Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: «Ватка шурдурысь Кылнокар». Источник сведений: Белых В. Л. Удмурт батыръёс = Удмуртские батыры. Ижевск, 2008. С. [3]. Белых В. Л. Древнее поселение удмуртов на Каме. Холст, масло. 1999 // Валентин Белых. – Ижевск, 2011. – С. 43. Белых В. Л. Пьяноборское поселение. Серия «Эхо древних удмуртов». Холст, масло. 1999 // Валентин Белых. – Ижевск, 2011. – С. 25. – Вариант назв.: «Пьяноборское поселение удмуртов». Источник сведений: Белых В. Л. Удмурт батыръёс = Удмуртские батыры. Ижевск, 2008. С. [4] ; Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: «Асьмедаурлэсь 400 ар талэсь азьлопьяноборвакытэ Камшурдурысь гурт». Источник сведений: Кенеш. 2007. N 9. С. 64; «Вашкалапьяноборкультураысь поселение». Источник сведений: Белых В. Л. Удмурт батыръёс = Удмуртские батыры. Ижевск, 2008. С. [4].