Как в бизнесе, так и в социальной сфере даже в обычное, не кризисное время есть различные виды государственной помощи. Но о них, как правило, многие не знают, помощь адресно не доходит. Должностные лица на местах не проводят информационную работу. Вопрос настолько актуален, что потребовал принятия в декабре 2019 года отдельного закона об информировании о льготах, которые не доходят до граждан.

Елена РУМЯНЦЕВА

Эта, складывающая годами, атмосфера недоработки норм права при недоинформировании как физических, так и юридических лиц, а нередко и осознанного обмана в условиях коррупции и экономии бюджетных средств не только остаётся, но и осложняется. Осложняется всеми теми потерями, которые несёт малый и средний бизнес, экономика, государственный бюджет, перешедший ещё до объявления пандемии на режим более серьёзной экономии. По оценкам экспертов, месяц самоизоляции стоит России 6 % ВВП.

Если не предпринимать никаких шагов, не заниматься самооценками убытков и изменений текущей ситуации, алгоритм стратегии российского малого и среднего бизнеса придёт к следующему: к самовыживанию и ожиданию помощи.

Причём помощи в условиях достаточно неопределённой государственной поддержки, которую на местах из-за недостатка правовой проработанности спонтанных мер, их рекомендательного характера, требований большого количества документов (в том числе излишних) недобросовестные должностные лица могут вообще никак не предоставлять.

Получение временной госпомощи может стать конфликтом сторон. Эти стороны сегодня не вполне знают и понимают, как конкретно надо действовать. Может и создаваться ситуация мошенничества с целью экономии или упрощения работы.

За меры государственной поддержки кто-то должен сначала заплатить, должны быть выделены средства на эти цели и затем определённые лица должны надлежащим образом предоставить помощь предприятиям малого и среднего бизнеса. Пока идёт обсуждение мер поддержки, их правовое оформление, я бы предложила не ждать каких-то возмещений убытков в будущем или подвоха с этим возмещением, а уже сегодня начинать юридически и административно прорабатывать все интересующие меры помощи. То есть обращаться в соответствующие органы власти за разъяснениями и уже с письменными ответами на свои обращения добиваться тех или иных форм помощи. Понятно, что в нынешних условиях её никто не предложит и автоматически не предоставит. Надо помнить, что все виды госпомощи в России – это большая бумажная работа, всё делается в форме обращений и заявок.

И я бы предложила также адресовать власти свои предложения по мерам поддержки конкретной отрасли, поскольку эти предложения продолжают конкретизироваться. Получив ответы на вопросы и разобравшись в правах, надо отдавать себе отчёт в том, что при отказе в предоставлении поддержки (страховыми компаниями, банками, арендодателями, налоговыми инспекциями и др.) возможен и крайний вариант борьбы за её получение – обращение в суд. Но тоже — со всеми заблаговременно собранными письменными разъяснениями.

И ещё немного риторики. За большинство видов государственной помощи в условиях российской действительности, к сожалению, приходится бороться. И сегодня тем более.

д. э. н., профессор, президент Центра экономической политики и бизнеса (Москва)