Единство формы и содержания: как должна меняться старшая школа

Идея о том, что современное образовательное пространство должно иметь не только инновационное содержание, но и заключить его в новую форму, «архитектурное лицо», сегодня активно обсуждается. В Ижевске инициативу рассмотрели на особом уровне – в рамках Международного семинара «Вопросы создания современной образовательной среды в российских школах».

 

Мероприятие дало два основных посыла. Регионы должны переходить на новые принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий. И второе – России нужны «школы ступеней», создание автономных образовательных комплексов для старшеклассников.

Почему семинар прошел в Удмуртии? На сегодня регион обладает уникальным почти в масштабах всей страны преимуществом – здесь в значительной стадии проработки уже существует проект Городской сетевой старшей школы. Главным инициатором его внедрения является директор АМОУ «Гуманитарный лицей», председатель Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты УР, кандидат педагогических наук Михаил Черемных. Он же стал и организатором семинара. Широкий интерес к теме подтвердился тем, что участие в работе приняли не только педагоги, но и дизайнеры, градостроители, студенты, представители строительных кампаний Ижевска.

Насколько сегодня возможно и целесообразно, реализация таких проектов, что они могут дать современному российскому образованию «Деловая репутация» обсудила с участниками семинара и экспертами. Основные тезисы экспертов дискуссии публикуются здесь. Полную версию материала читайте в ближайшем номере.   

 

Михаил Черемных, директор АМОУ «Гуманитарный лицей», председатель Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты УР, кандидат педагогических наук:

— Сегодня именно для обучения старшеклассников необходимо создание инновационной образовательной модели. Именно им требуется совершенно иной уровень образования и подготовки. Единая школа старшей ступени позволит внедрить новые стандарты и современные образовательные технологии. Она будет «другой» и по содержанию, и по оформлению, полностью соответствующей мировым требованиям и стандартам. Учебные программы, дизайн, архитектура – всё будет говорить о том, что это не просто школа, а, как мы говорим, «центр управления полётами». Центр построения своей будущей успешной жизни через инновационное обучение.

Сегодня уже можно сказать о том, что для этого проекта открываются большие перспективы. Ижевск посетили эксперты мирового уровня, в частности, Представительства Всемирного банка в Российской Федерации, Университета Вестминстера, Психологического института РАО, занимающиеся вопросами создания современной образовательной среды. Состоялся семинар международного уровня, организованный Министерством образования и науки УР при поддержке Общественной палаты УР. Такое сотрудничество создаёт хорошие предпосылки для того, чтобы в нашем регионе заработали передовые международные практики. И в плане интеграции в школьное образование актуальных образовательных технологий, и с точки зрения «умного» прорывного проектирования современных школьных зданий.

 

Тигран Шмис, руководитель проектов в области образования Всемирного банка:

— Исследования Всемирного банка показывают, что образовательная среда оказывает большое влияние на обучение. В России – высокий индекс человеческого капитала, он сопоставим с показателями ведущих стран. То есть в России живут люди с высоким потенциалом. Но чего нам не хватает? По итогам исследований, которые выявляют уровень развития социально-эмоциональных навыков — таких как способность управлять взаимоотношениями с другими людьми, контролировать свои эмоции и поведение, эмпатию, что необычайно важно для современного молодого человека, мы уже несколько отстаем. Решить вопрос можно в том числе благодаря изменению традиционного школьного образования и среды. Идеология новых образовательных пространств – это поддержка развития через среду, она предоставляет ребёнку свободу выбора, помогает стимулировать его двигательную, творческую, интеллектуальную активность. И позволяет самим детям чувствовать своё влияние на среду, которая их окружает. По данным нашего исследования применение учителями таких подходов в образовании как коллективное обучение или организация групповой работы учащихся значительно повышает результаты обучения по данным теста TIMSS. Такая организация обучения требует обновления школьных пространств и расширения методов обучения, поскольку такие методы обучения используются очень редко.

          

Алистер Блайт, представитель Университета Вестминстера (Великобритания):

— В мире всё более усиливается направленность системы образования на развитие личностных и профессиональных компетенций каждого ученика – согласно его особенностям и возможностям. На этапе школьного обучения реализация образовательных потребностей учащихся возможна за счёт создания определённых условий.

 

Алексей Загребин, депутат Госдумы РФ:

— То, что мы обсуждаем сегодня создание в российских школах современной образовательной среды, — положительный тренд. Плюс ко всему это открывает новые горизонты для слияния ведущих образовательных практик. В единении возможностей всегда можно увидеть рациональное зерно.

 

Ирина Крохина, заместитель министра образования и науки УР:

— Мы были очень заинтересованы в том, чтобы в Ижевске для обсуждения проекта Городской сетевой старшей школы, других важных вопросов, касающихся формирования современной образовательной среды, собрались специалисты и эксперты международного уровня. Многие помнят, какие ошибки были допущены при реализации первого этапа проекта «Современная школа». Были выделены федеральные средства, но освоили их многие учреждения неэффективно. Большая часть финансовых ресурсов была направлена на оборудование, по сути, безграмотно. Более того, мало кто направил их на повышение квалификации педагогов. Сейчас мы стоим на старте реализации нового проекта и не можем допустить тех же ошибок.

 

Рашид Хуснутдинов, председатель Общественной палаты УР:

— То, что было раньше в системе нашего образования, основано на базовых фундаментальных вещах, и это должно сохраняться. Это наше наследие. Но нужно, безусловно, сохраняя лучшее, идти вперёд, развивать образовательную систему согласно сегодняшним реалиям. В последние десятилетия развитие интернета, информационных технологий активно продвигает практически все сферы нашей жизни. И, конечно, прежде всего, сферу образования. Мы не можем не учитывать этого. Поэтому хорошо, что образовательные инновации становятся сегодня предметом широкого обсуждения.

 

Павел Сергоманов, директор Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук:

— От организации образовательного пространства во многом зависит качество обучения. Психологи, основываясь на многочисленных исследованиях, говорят, что хорошие внутренне наполнение школы, её архитектура и дизайн создают хорошие адаптационные ресурсы, ведут к сверхмотивации учащихся. Чем более разнообразно и интересно пространство вокруг, тем выше успеваемость. По некоторым данным, прогрессивно организованное школьное пространство – это 20% вклад в успеваемость. Кстати говоря, грамотно спроектированная школа – это еще плюс в копилку решения вопросов, связанных со здоровьем молодого поколения.

В разных странах мира сегодня есть высокий запрос на современные образовательные пространства и архитектурные решения. На организацию в школах открытой, развивающей, гибкой, трансформируемой среды. И развитые страны стремятся уйти от традиционных решений – школьной коридорной системы, отдельных закрытых классов. Акцент делается на современную архитектуру, новый дизайн школ, создание больших учебных пространств, классов, разделённых между собой только стеклянными перегородками – воздушных, больших, открытых аудиторий. Это школы XXI века, способные обеспечить новое качество образования.