Несмотря на развитие рынка home automation, в России пока не так много регионов, готовых презентовать смарт-дома с эволюционными системами управления, робоконсьержами и всевозможными «думающими» девайсами. С «умными домами» пока всё очень фрагментарно, говорят аналитики. Почему сегмент «бытового хайтека» прирастает медленными темпами и что сегодня всё-таки могут предложить интеллект-новостройки, читайте в нашем материале.

Ленар Сафин, коммерческий директор ООО «АСПЭК-Домстрой»:
– Система «умный дом» по-прежнему остаётся в многоквартирных домах неполноценным сервисом. Жителям доступны видеонаблюдение, открытие дверей подъезда или калитки во дворе при помощи персонализации, высокоскоростной Интернет, автоматическая отправка показаний счётчиков, перекрытие водоснабжения в случае протечки и т. д.

При этом ни один застройщик в Ижевске не внедрял полноформатные решения. Например, такие, как управление электронными приборами голосом, системно организованное во всех квартирах. И это не консервативность застройщиков, здесь стоит вопрос: а надо ли это покупателю, готов ли он за это платить? Для Ижевска, скорее, это актуально в индивидуальных загородных коттеджах, для массового применения время не пришло.

Михаил Шмыков, коммерческий директор компании «УралДомСтрой»:
– Застройщики продолжают практику внедрения технологии «умный дом», динамика зависит от сегмента жилой недвижимости и аудитории, на которую рассчитан ЖК. На данный момент застройщики выбирают один из трёх популярных сценариев.

При первом система в ЖК не используется совсем.

Во втором случае используется ограниченный набор функций, как правило, за пределами квартиры, например, бесконтактное открывание дверей или автоматическая передача показаний счётчиков.

Третий вариант: когда система «умного дома» распространяется и на общедомовое имущество, и на управление квартирой (через мобильное приложение собственник может регулировать температуру, освещение, управлять сигнализацией).

Мы выбрали для себя второй вариант, так как не видим острого запроса от клиентов на полный функционал, но считаем важным преимуществом наличие таких опций в местах общего пользования. В квартире же каждый собственник может самостоятельно организовать под себя систему, заплатив лишь за те функции, которые ему действительно необходимы.

Андрей Блинов, аналитик портала ICT-Online.ru:
– Говоря о решениях формата «умный дом», стоит учесть, что каждый застройщик может подразумевать под этим что-то своё: например, видеонаблюдение, вход по пластиковой карте или по отпечатку пальца, датчики Интернета вещей на приборах учёта и тому подобное. Проектов, в которых все эти сервисы предоставлялись бы в комплексе, не так много. Застройщики прекрасно понимают, что каждая из этих услуг автоматически повышает стоимость жилплощади, что может отпугнуть покупателей. Поэтому «умный дом» ещё долго не станет массовым явлением и будет позиционироваться как дополнительная привилегия для собственников элитного жилья.

В качестве примера можно привести жилой комплекс комфорт-класса «Резиденция Максим» в Светлогорске Калининградской области. В нём как раз установлен комплекс «умных» устройств: уличные камеры видеонаблюдения с возможностью собственника просматривать видео из личного кабинета, домофон при входе на территорию комплекса с биометрическим модулем и поддержкой мобильного приложения, датчики ЖКХ, автоматически передающие данные в систему учёта (телеметрия).

Этот комплекс был введён в эксплуатацию в 2019 году и был одним из первых, тестовых проектов «Ростелекома». Чуть позже оператор оборудовал «умными» устройствами несколько объектов в Санкт-Петербурге.

Территория ЖК огорожена забором, на входе туда, а также на входных дверях дома расположены домофоны с видеокамерой и биометрическим модулем для сканирования отпечатков пальцев, интегрированные с мобильным приложением. Хозяин может разблокировать дверь разными способами: по отпечатку, с помощью магнитного ключа или цифрового кода, с помощью приложения. Посетитель (гость, сантехник, курьер и т. п.) должен вызвать по домофону хозяина либо воспользоваться заранее сгенерированным цифровым кодом с ограниченным сроком действия. Наиболее продвинутой, как мне кажется, в доме является телеметрия – датчики воды и электричества, которые автоматически передают данные в учётную систему. Для этого в техническом помещении установлен щит управления телеметрией. Я бы сказал, что это самая важная здесь деталь, поскольку видеонаблюдение и домофоны отдельно присутствуют на многих объектах. Наконец, все эти элементы – домофон, видеонаблюдение, датчики ЖКХ – собраны на единой платформе, что очень удобно как жильцам, так и управляющей компании. К этой же платформе при желании жильцы могут подключить другие услуги – внутриквартирное видеонаблюдение, умные лампочки, датчики открытия дверей и т. д.

Булат Зайдуллин, ведущий менеджер продукта «Умный дом» АО «ЭР-Телеком Холдинг»:
– В нашем понимании «умный дом» – масштабная интегрированная система. Камера во дворе распознаёт номер автомобиля жильца и открывает ему шлагбаум, домофонная панель определяет по лицу жильца или сотрудника обслуживающей организации и открывает входную дверь, счётчики на воду и электричество пунктуально отправляют информацию в УК и в мобильное приложение проживающих, где последние могут сразу оплатить оказанные услуги. Благодаря системе «умный дом» можно экономить за счёт временного отключения отопления или снижения интенсивности отопления в своей квартире. Кроме того, «умные» решения позволяют объединить не только отдельные дома или ЖК, но целые районы и города, образуя единую систему для муниципальных администраций и правоохранительных органов. По предварительным оценкам, снижение уровня преступности на территории с установленными устройствами мониторинга может достигать до 40%, повышение раскрываемости преступлений – до 50%.

Конечные пользователи, жильцы квартир, имеют возможность расширять набор добавляемых функций и подключаемого оборудования в специальном приложении, где кроме прочего есть чат между соседями и с представителями УК. А недавно появилась возможность дистанционного проведения онлайн-собраний собственников. Аналогичный проект был начат в Ростове-на-Дону.

Ефим Климов, генеральный директор группы компаний «Эттон»:
– Искусственный интеллект уверенно проникает в жилую среду, ИT-специалисты пишут коды и трансформируют наш быт. Система «умный дом» позволяет сделать пребывание дома комфортным, безопасным, решает вопросы взаимодействия «быт-жилец». Какие направления уже цифровизованы?

Первое. Обращение с отходами. В России с 2019 года каждый регион должен иметь электронную территориальную схему обращения с ТКО. Электронная схема позволяет прогнозировать объёмы образующихся отходов, внедрять программное обеспечение, анализировать перспективную потребность мощностей, рассчитывать новые свалки и пр. Более того, её можно усилить программным обеспечением: «умные» контейнеры, датчики, онлайн-расчёты. Это интересно: на внутреннюю стенку мусорного контейнера, в бак мусоровоза и на весы помещают ультразвуковые датчики. Они передают данные о наполненности контейнера, сообщают о его состоянии, фиксируют фактический объём отходов на разных стадиях.

Что это даёт жильцам, обслуживающей организации, регоператору, местным властям?

Обслуживающая организация владеет информацией о состоянии контейнеров и контейнерных площадок и может оперативно реагировать на неё, мобильно узнаёт об инцидентах – возгораниях в контейнерах, их переворачивании или хищении.

Регоператоры получают актуальную информацию о количестве отходов и степени наполненности контейнеров, на её основе выстраивают оптимальные маршруты движения мусоровозов, обеспечивается экономия.

Население благодаря системе получает данные о структуре тарифа за вывоз мусора и отслеживает расход средств.

Глобально информация позволяет оценить инвестпривлекательность переработки отходов в конкретном месте, подобрать удачное место размещения производства по переработке, рассчитать его прибыльность.

В пилотном режиме такая система протестирована на двух контейнерных площадках в Татарстане в начале 2020 года. Одна площадка расположена в густонаселённом спальном районе Казани, другая – в Иннополисе, где население практикует раздельный сбор отходов. На протяжении нескольких месяцев тестировалось, как датчики онлайн передают данные о наполненности контейнеров, их состоянии. Тест был пройден успешно.

Теперь – о ресурсопотреблении. Установка автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ) для объекта недвижимости позволяет дистанционно передавать показания счётчиков, автоматизировать обработку данных, выявлять несанкционированные подключения, делать прогноз потребления на различную перспективу.

Приведу пример того, как автоматическая передача данных с индивидуальных приборов учёта делает работу обслуживающих организаций эффективной. Ежемесячно огромное количество сотрудников расчётных центров вручную заносят показания счётчиков, предоставленные жильцами. Представим, что в каждой квартире МКД установлено 5 приборов учёта. Каждый жилец зафиксировал свои показания и принёс на бумаге или передал оператору по телефону. Сотрудники расчётного центра должны в течение недели внести все полученные данные в биллинговую систему. Срок в неделю отводится для того, чтобы успеть произвести расчёт начислений за уходящий месяц. На одного сотрудника расчётного центра в среднем приходится 3 тыс. квартир, умножим на пять приборов. Итого порядка 15 тыс. данных один сотрудник должен внести вручную в систему.

Автоматическая передача показаний приборов учёта освобождает и жильцов от ежемесячной передачи показаний.

Считаю эффективной концепцию «Умный регион», здесь есть важное направление –взаимодействие жильцов с УК, прозрачное управление жилым фондом. Система представляет единый ресурс, который содержит данные о жилищном фонде, капремонте, обращениях граждан, претензионной работе, облачный сервис для расчёта услуг ЖКХ, формирование квитанций и оплаты по ним. Технологии позволяют интегрировать несколько функционирующих систем разных производителей и иметь единую базу.

Эффективное распределение задач между сотрудниками и мастерами, быстрая реакция на обращения жильцов, их оперативное информирование, имиджевые выгоды, высокая конкурентность УК – вот ключевые плюсы системы.

Система расчёта энергоэффективности МКД позволяет выявить реальную экономию ресурсов (до 20%) по сравнению с нормативом. Если расход ресурсов, полученных от объектовых приборов учёта, превышает нормативы, это сигнал для проведения энергосберегающих мероприятий.

Подытоживая, отмечу, что высокотехнологичные решения – это не только качественный показатель жизни, но и эффективность, экономичность рынка, его прозрачность для всех участников.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).