Дмитрий Сурнин: приоритеты развития ЖКХ Удмуртии

При прочих жизненно важных аспектах работы жилищно-коммунального хозяйства ключевым критерием оценки работы отрасли является отопительный период. Мы должны обеспечить подготовку и бесперебойную работоспособность системы. Вопрос находится на особом контроле у президента страны, главы Удмуртии и является показателем качества работы правительства региона и профильного министерства. Поэтому отопительный период является базовой точкой, базовой оценкой, мы нацелены на безусловную бесперебойность и безопасность работы.

Понятный механизм инвестирования

Как это обеспечить? Годами в этой сфере финансирование велось за счёт бюджета. Затем было введено тарифное регулирование с установлением предельного роста тарифов на год (2% в этом году). Государство говорит: предельный рост можно превысить только за счёт концессионного соглашения. И именно в этом векторе отраслевые региональные министерства и должны работать. Финансировать отрасль, как это делалось ещё с советских времен, бесполезно и неэффективно. Не сдерживать рост тарифов тоже нельзя. Выход – поиск понятных рыночных механизмов, инвесторов. Тогда эта конструкция становится жизнеспособной и эффективной.
Федеральный центр поддерживает данную тенденцию, начиная с конца прошлого года появились проекты нормативных актов, которые закладывают логику софинансирования инвестпрограмм. Да, превышение предельного размера тарифа, необходимое для финансирования инвестпрограммы концессионера, состоится, но есть и механизм его уменьшения с помощью федеральных средств, которые предусматриваются в объёме до 70%. Пока эта конструкция проверяется на прочность, но уже очевидно, что появляется инструментарий, который привлекает интересантов даже не из коммунальной сферы. Приходит осознание, что коммунальная отрасль – особенно в части тепловой энергетики – небезынтересна, в ней есть экономический смысл. Потому что, когда мы говорим про экономику, про внешние заимствования, это не просто освоить денежные средства, а действительно эффективно вкладывать, чтобы они давали отдачу.
Сегодня внедрение механизма уже происходит, особенно на объектах в районах или в малых городах. Я думаю, что в ближайшие два-три года у нас не останется в этой системе «белых пятен» в виде МУПов и предприятий, которые работают по системе «расходы плюс», живут в предельном росте тарифа, не обладая инвестпрограммой и не входя в концессионные соглашения. Сегодняшний этап жизни министерства и республики связан именно с этим процессом – от декларации к действию.
Яркий пример позитивного результата проекта – концессия теплосетей в Ижевске. Уменьшается количество аварий, жалоб, растёт комфорт. Менеджмент компании-концессионера говорит, что эффект даже больше, чем они ожидали, и позволяет внедрять очередные, более прогрессивные решения, которые не заложены концессионными решениями. Появляется дополнительный результат, в том числе экономический. Замминистра ЖКХ Андрей Чибис был в восторге, как технически и организационно всё происходит. Я так говорю, несмотря на то что у меня своя собственная большая история критики этого проекта, всей реформы на её начальном этапе: декларативность, непрозрачность, ощущение, как будто концессии навязываются, поспешность с каким-то непонятным скрытым замыслом. Именно этого и боялись. Но в итоге все параметры заданы и исполняются успешно. Это пример, это шаблон, к которому мы все должны сегодня стремиться.

Потому что без воды…

У ЖКХ в части систем водоснабжения и водоотведения тоже есть предпосылки к тому, что здесь будет реализовываться концессионная история. Глазов сейчас находится на этапе подписания соглашения со структурами корпорации «Росатом». А в Глазовском районе уже есть успешно реализованное концессионное соглашение. Во главе угла должно стоять понимание людей и местного самоуправления, что это нужно и необходимо в тот момент, когда граждане переходят на новые требования к комфорту: степень аварийности уже не устраивает, появляется запрос в связи с новым микрорайоном или поселением. Альтернативой механизму концессии будет либо долгая перспектива получения услуги, либо какие-то полуварианты, либо самостоятельное коллективное обеспечение коммунальным ресурсом. Кому-то может не нравиться, что в отрасль приходит «частник». Но это сегодня уже не является предметом дискуссии – доказано и временем, и примерами, в том числе местными, что это более эффективно и даже менее затратно.

Слишком спокойный рынок

В целом в управлении многоквартирными домами каких-то «новообразований» ожидать сложно. Всё в достаточной степени отрегулировано, отлажен механизм по выдаче лицензий управляющим компаниям, контроль этой стороны вопроса, рынок не трясёт. Законодательство скорее оттачивается. Даже, я бы сказал, всё слишком успокоилось и улеглось на рынке. Рынок поделен, никто не ждёт новых участников, и негативные нотки здесь появляются. Недавно я проводил чрезвычайную внеочередную видеоконференцсвязь с главами районов по зимней уборке улично-дорожной сети. Наибольшие проблемы – в городах, и главное – в столице. И мы понимаем, что в большей степени это касается работы управляющих компаний и отсутствия их взаимодействия с коммунальными и городскими службами. Ситуация сегодняшнего дня показывает, что управляющие компании не справляются. Я буду встречаться и обсуждать вопрос. Они в первую очередь говорят, что не хватает денежных средств на содержание. В то же время мы видим, что они неплохо живут, руководители являются депутатами, благотворительностью занимаются и т.д. По сути это деньги собственников, которые могли и должны направляться в первую очередь на обеспечение комфортных условий проживания. Акценты расставлены неверно, глаз замыливается, становится больше пиар-сопровождения. Но подождите. Вы взяли ответственность на себя не только за проведение праздников и какие-то вещи в виде красивого ремонта. В тяжёлые времена вы должны показать, насколько вы эффективны. Должны создаваться резервы под такие чрезвычайные случаи, у вас должен быть пул подрядчиков – тракторы, кровельщики, альпинисты, которые способны максимально быстро решать вопросы. Иначе в чём тогда ваш смысл? Надежда на то, что будет недождливое лето и неснежная зима? Да, объективно у нас никогда не было такого снежного февраля. Но, тем не менее, запас прочности под такие ситуации надо формировать – денежные, организационные, управленческие. На то и городская, и республиканская власть, чтобы с помощью инструментария – в данном случае жилищной инспекции – мы это всё отрегулировали, и если потребуется, будем принимать законные механизмы, вплоть до лишения лицензии.
В принципе, орган контроля отрасли в виде жилинспекции даёт о себе знать с позитивной точки зрения. Это всех организовывает, цивилизует рынок. Не так давно там прошли кадровые изменения. На мой взгляд, они пошли на пользу: настрой не на пиар-сопровождение, встречи со СМИ, учёбы, а на работу в поле, разбор заявок, жалоб, отработку с управляющими компаниями, методология – почему наказываем, что недопустимо, на что нужно обратить внимание.

Лифт на старт

Ещё об одном важном вопросе. В настоящее время готовится проект постановления по финансированию замены лифтов в МКД. К сожалению, в этом бюджетном периоде мы не можем себе позволить, как в 2017 году, компенсации на уровне 50%. Мы провели переговоры с управляющими компаниями, в первую очередь это касается домов со спецсчетами, где жители готовы на замену лифтов. Государство в этом году будет софинансировать 20%. Это не много, мы это понимаем, но это лучше, чем в 2018 году, когда средств на софинансирование вообще не было. Мы разговаривали с председателями ТСЖ, и есть понимание того, что это воспринимается неплохо. На замену 150–200 лифтов в 2019 году мы рассчитываем, в любом случае – это движение вперёд. Если мы будем видеть, что запрос со стороны собственников выше, то, конечно, постараемся увеличить средства под эти условия.
Думаю, что программа к концу марта будет уже запущена. В случае, если 30% необходимых средств имеются на спецсчетах у собственников, они оплачивают эту сумму и заходят в договор с подрядной организацией. Государство внесёт свои 20% при установке лифта при акте ввода. А на остальные 50% рассматриваются банковские или лизинговые рассрочки на три-пять лет. Надо понимать, что это дополнительные обязательства у собственников, но это вопросы безопасности и комфорта.

Умное будущее

Не могу не сказать об одном из ключевых проектов в ЖКХ – «Умный город». Столица Удмуртии и её малые города включены в пилотную программу его внедрения. Сразу надо отметить, «Умный город» – это не правила и предписания, выданные сверху. «Умный город» – это то, как вы его ощущаете, насколько вы созрели. «Умный город» – это некое всеобъемлющее философское понятие, связанное с управлением городским хозяйством, и ЖКХ в частности. Это следующий этап понимания уровня комфорта. С этой точки зрения управляющие компании не стоят на месте, мы точно в передовиках в стране. И смарт-технологии для вызова банальных специалистов ЖКХ – это уже не какая-то новизна, это сегодня работает в ряде управляющих компаний и в ближайшей перспективе станет стандартом деятельности всей отрасли. Если вы так делать не будете, вас никто не будет выбирать, вы будете в отстающих. Эта потребность «выталкивает» всех. Четвёртая промышленная революция полным ходом идёт через «умный город». У меня, например, уже есть внутренняя потребность в том, чтобы в городах заработал механизм единого центра, который бы определял и влиял на отношения внутри системы управления МКД. Условно: приходит вам уведомление о том, что в ваше отсутствие у вас была недопоставка такой-то коммунальной услуги. И перерасчёт сделан не по заявочному принципу, от вас и с возмущением, а по показаниям приборов учёта, это принято поставщиком и у вас отражено в платёжке.
Сегодня уже есть сервисы уведомления об уборке дворов, об изменении графика движения мусоровозов, если это сигнальный метод. Мы формируем набор опций, который должен стать общим сервисом для горожан. Стенды с листками объявлений, собрания около подъезда, походы в жилуправление – это всё становится архаикой. Это будет «вымываться» с помощью технологий: обратная связь, возможность оплатить, получить информацию. Сегодня это в ряде управляющих компаний есть и развивается, задача – выводить это на уровень города.

Вектор управления

Есть работа министерства Удмуртии с чёткими определёнными функциями, выполняемыми в рамках законодательства и законодательных инициатив, спущенных с уровня Федерации, Минстроя России, и есть рынок строительства, рынок ЖКХ, общественных профессиональных объединений, которые выступают инициаторами хороших, креативных и, главное, эффективных для развития идей. Роль министерства я вижу в том, чтобы проверять эти инициативы, предложения и идеи на устойчивость, на безопасность, на жизнеспособность и соответствие законодательству. И исключать этот этап из цепочки внедрения инструментов развития рынков ни в коем случае нельзя. Роль профессионального сообщества – идеи накидывать, предлагать для осмысления, проверки, анализа и внедрения. То есть между министерством и инициаторами роста должно быть взаимопонимание и сотрудничество. В этом я вижу развитие министерства как исполнительного института органа власти и развитие рынков строительства и ЖКХ Удмуртии.