«Это просто праздник какой-то!» — думает любитель чтения, заходя в современный книжный магазин. Да, есть всё, что душа пожелает. То, чего нет на бумаге — можно найти в электронном виде. Рай, иначе и не скажешь. Однако так ли всё шоколадно?
Не помню, когда научился читать, но в школу пришел с таким багажом эрудиции, что первые три класса просто фигней страдал, продолжая запойно читать. Почерк вот только подводил, в остальном — никаких проблем. А всё они, книги. Спасибо им.
Однако с четвертого класса начались проблемы. За первые три года я не очень-то научился работать, а в четвертом и иностранный язык, и математика совсем другая, и химия с физикой вовсе не по Перельману. Появились первые четверки-тройки.
Ничего не напоминает?
Мне история детства напоминает книгоголизм, присущий очень многим. Есть какая-то иллюзия, что под очередной обложкой скрывается ответ на всё. Вот еще одна книжка, и обязательно сложится пазл успешности, продвинутости, эффективности. Однако не складывается ни с еще одной, ни с очередным пудом. И это правильно: ответ на всё скрывается за ближайшим поворотом, а вовсе не в книге.
Ответ на всё — это получение от реальности обратной связи на свои действия.
Чтение — это прекрасно. Но книгоголизм неизбежно ведет к внутреннему конфликту. Вы спросите, почему? И я отвечу. Чем больше внешних идей копится внутри человека, без преломления о практику, тем хуже он себя чувствует. Примерно, как я в 4-5 классе. Вроде вот только что был самым умным, и вдруг — бац, реальность. Та самая, которая четко показывает: для результата нужно действие, а не начитанность.
С некоторых пор я сел на книжную диету. Сел, когда те инструменты чтения, о которых сегодня пойдет речь, убедительно показали, что во многих областях просто не пишется ничего нового.
Так или иначе, читаю много, но — делаю это прагматично. А уж как с книгами обращаюсь… Видела бы меня моя первая учительница, Нина Владимировна.
Итак, я хочу получать максимум, тратя минимум. Логичное желание? Разумеется, да.
Я хочу, чтобы каждая калория энергозатрат на чтение давала кратную отдачу. Ну, я же предприниматель, я мыслю категориями «вложил-получил».
За исключением художественной литературы, прикладное читается так. Берем книгу. Пусть это будет замечательная книга об управлении проектами, благо у меня осталось несколько экземпляров, накупил еще лет 10 назад. Периодически дарю коллегам-партнерам.
Практически у любой книги, открыв обложку, мы видим одно и то же:
Теперь начинается самое интересное.
Будем превращать книгу в источник не просто знаний, а еще и действий.
Перво-наперво на обложке я ставлю две метки — значок доллара и слово «Мне». Это делается у любой бумажной книги, которую я читаю. Это рефлекс. Чуть позже станет понятно, какой потрясающий функционал дают обложечные метки.
Затем я пишу себе напоминалку, что конкретно хочу от этой книги. Не буду врать, есть литература, которую я читаю без четкой цели. Однако всегда вычленяю потенциально денежные моменты и решения, которые намерен встроить лично себе.
Далее я или небрежно разлиновываю на блоки относительно пустые страницы, или подклеиваю дополнительные, если книжка «пахнет керосином».
Раз чтение тематически направленное, есть понимание задачи и конкретных вопросов (тем), то я выделяю на обложке области:
В процессе чтения безжалостно использую обложки и внутренние страницы для заметок, которые «не в тему», но которые хочу выгрузить из сознания.
Я четко разделяю идею и задачу. Поэтому в блоки пишу только то, что предполагает дальнейшие действия согласно задаче чтения. Мы ведь не для эрудиции, а еще и для результатов читаем, не так ли? Эти блоки потом вырываются, режутся и отправляются по маршруту на исполнение через, например, ПинБорд (о том, что это — в следующий раз).
Как вариант — можно налепить на заднюю обложку небольших стикеров, однако с точки зрения идеальности системы вкуснее использовать только то, что в ней уже есть.
А теперь самое интересное. Когда я в тексте наталкиваюсь на мысль, соответствующую, например, Теме №1, я ее выделяю, а на краю листа, сдвинув его слегка, делаю метку, цепляя и «торец» листа:
Встретил мысль, которая показалась потенциально монетизируемой — выделил, поставил метку в левом верхнем углу. Наткнулся на интересное решение, которое захотелось внедрить — отметился в левом нижнем.
Важный момент: я почти всегда пишу комментарии к выделенному. Дело в том, что я — читающий сейчас и я — просматривающий потом — это немножко разные люди. У нас будут разные контексты, а то, что пришло в голову в одном контексте редко возвращается, когда ты в другом. Поэтому — пару строк с ключевыми словами к выделенному. Не раз так бывало: пробегаешься по «денежным» заметкам, видишь выделенное и, хоть убей, не понимаешь, чем это так зацепило в момент чтения. Обидно. Пишу просто по тексту, читается и то, и другое.
В итоге мы имеем целенаправленно выпотрошенную книгу.
Если посмотреть на торец, то там прекрасно видны все метки. Они являются своеобразным «градусником ценности» данного труда. Есть книги, в которых у меня просто сплошные полосы из меток, такова там была концентрация полезности. Но чаще — плотно заполнены тематические области. Ну и лично-денежное тоже имеется, мозги в свои 45 лет я уже вряд ли перестрою, во всем привыкаешь видеть ресурс.
Заметки на обложках и внутренних страницах разгрузили мое сознание от необходимости цепляться за возникшие по ходу идеи.
Карточки с маршрутными задачами улетают в исполнение-обработку.
Сама книга, размеченная своеобразными «тегами» на границе страниц, становится само-структурированной, «автоматизированной». В любой момент взял, посмотрел на торец, пробежался по теме, которая актуальна.
Цветные фломастеры на фотографиях использованы для наглядности, всё делается обычной ручкой. Глаза привыкли работать с «активными зонами» книги, руки — автоматически ставить метки. Я даже не задумываюсь над механикой, читая.
Автор: Дмитрий Литвак. Руководитель инновационной компании, руководитель проектов, эксперт в области технологий само-менеджмента.