По системе Марии Монтессори – это первая в Италии женщина-врач и педагог – работают не так много бюджетных детских садов. В Ижевске единственное в своём роде учреждение – детский сад № 235, где детей с раннего возраста не обучают, а помогают им научиться. Мы беседуем с его заведующим Надеждой Лукиных.

Надежда Лукиных, заведующий МБДОУ № 235

– Надежда Леопольдовна, в чём отличие методики Монтессори от традиционных педагогических подходов в дошкольном образовании?

– В нашем детском саду шесть групп, все они сформированы по разновозрастному принципу, и в каждой из них есть учитель Монтессори и воспитатель. Такое объединение детей даёт существенные преимущества. Во-первых, малыши меньше болеют, так как поступают в коллектив, который уже выработал иммунитет к инфекциям. Во-вторых, легче и быстрее адаптируются, так как рядом с ними в группу зачастую ходит старший брат или сестра. Если же говорить о методике обучения, то она строится на том, чтобы помочь ребёнку научиться. Когда ребёнок погружается в организованную образовательную среду, к нему подключается воспитатель, но только в качестве помощника. Мы реализуем основополагающий принцип Монтессори-педагогики: «Помоги мне это сделать самому». То есть мы создаём условия для развития в тех направлениях, к которым малыш проявляет интерес, и объясняем, каким образом в них можно получить знания.

Наряду с тематическими занятиями по системе Монтессори у наших деток есть много дополнительных направлений для развития. Наш детский сад, наверное, единственный в городе, где обучают игре на флейте, а это не только развитие музыкальных способностей, но и укрепление здоровья за счёт дыхательных упражнений. У нас работают кружки ритмики, рисования, тестопластики, театральная студия, IT-клуб и другие…

– Какие новые формы работы внедрены в вашу практику за последнее время?

– По федеральному проекту «Эколята – дошколята» на территории детского сада была создана экологическая тропа – с кедрами, пихтами, маньчжурским орехом и другими посадками. Из желудей, которые воспитатели вместе с детьми закладывали в землю, уже выросли маленькие дубки. У каждого растения установлены информационные таблички, которые ребята изучают при помощи взрослых.

Ещё один новый проект – «Бережливый детский сад». По сути, по аналогичной программе мы работаем давно, так как наша главная задача – обеспечить безопасную среду для детей, понятную для родителей. Например, чтобы самых младших детей быстро одеть на прогулку, мы должны научить родителей правильно складывать их вещи в шкафчике, а самих малышей – правильно одеваться по этой схеме. Подобный принцип транслируется и на другие сферы.

– Ваш сад одним из первых в Ижевске перешёл на аутсорсинг в организации дошкольного питания. В чём его основные преимущества?

– Когда я в качестве эксперимента согласилась поработать с компанией «Домашняя кухня», то практически разом смогла решить все проблемы в данной сфере. Не было квалифицированных поваров – нам их предоставили. Оборудование ломалось часто – теперь его чинят в режиме онлайн. Возникали проблемы с поставщиками, продуктами, и как следствие – не могли соблюдать десятидневное меню, а в настоящее время и в этом направлении нет вопросов. Все продукты привозят свежими и маленькими партиями. Наш представитель присутствует при приёмке, изучает сопроводительную документацию. Мы знаем и видим, как и из чего готовят еду для наших детей, и уверены в её качестве на 100%. Мне кажется, в такой системе много плюсов и она может успешно реализовываться и в других детских дошкольных учреждениях.