Даниил Крамер. Три столпа цивилизации

В структуре расходов федерального бюджета на 2017 год суммарные затраты на оборону, правоохранительную систему и содержание государственного аппарата приблизились к 30%. При этом расходы на культуру как всегда составили 0,5%. Только для «Деловой Репутации» — почему культура не должна ходить с протянутой рукой… 

Сравнение обратного смысла

Во многих странах мира, которые мы считаем развитыми, культура кормит государство, а не наоборот. И будь здоров, как кормит! Как сделать, чтобы культура не была падчерицей и нищенкой с протянутой рукой? Необходимо менять систему взимания налогов и законодательство о спонсорстве и благотворительности. При дефицитном бюджете у власти регулярно возникает соблазн «залезать кому-нибудь в карман», и культура в этом ряду стоит одной из первых. При этом я убеждён, что культура способна приносить России доходы большие, чем продажа нефти. Только не сразу, а постепенно. Культура умеет делать это несколькими способами. Здесь, правда, в обратном смысле, её можно сравнить с водкой. Продажа водки даёт моментальный доход и отсроченные убытки, которые в несколько раз превышают моментальные  доходы, – это падение ВВП, снижение производительности труда, качества производства, увеличение расходов на медицинское обслуживание и рост смертности. С культурой же происходит всё наоборот – мы видим немедленные затраты, но не видим быстрые доходы. Они отложенные во времени, но зато многократно будут превышать вложения. Культура способна влиять на интеллект нации и может менять отношение людей ко всему. Простой пример – культура вождения автомобиля. Тут прямая зависимость – меньше аварий на дорогах, расходы на содержание полиции сокращаются. Власти должны понимать, что культура является одним из трёх столпов, формирующих цивилизацию. Второй столп – это образование, третий – сочетание первых двух. Всё остальное – это надстройки!

Сформированное «национальное желание»

Минувшей осенью на канале «Общественное телевидение России» вышла моя авторская программа «Истинная роль» – о решающем значении культуры в социуме, в обороне, в экономике и в манипуляциях людьми. В то же время я рассказываю о способах защиты от манипуляций в общении с государством. Когда человек начинает верить любым «красивым костюмам, честным глазам и статусу» людей с экранов «первых кнопок», в обществе возникают проблемы типа «МММ». Однако культура и образование дают нам знания, а их сочетание рождает критическое мышление и повышает сопротивляемость к манипуляциям. В их отсутствие формируется лишь толпа. Но толпа этого не знает, и ей вы не объясните, что она – толпа. Толпа – это обязательный элемент для того, чтобы государство обладало управляемостью. Мне – музыканту, индивидуалисту – эта мысль невыносима. Поэтому для тех, кто не пожелает быть толпой, я  выхожу в эфир. К сожалению, большинство из нас желает быть толпой, потому, как за редким исключением, мы делаем только то, что хотим. В этой ситуации в действие вступает государство, формирующее «наше хотим», и мы даже не догадываемся, что это «наше хотим» уже сформировано. Именно это и называется «сформированным национальным желанием». И его опять же формирует культура. Когда культура сформирована на русском шансоне, то не надо спрашивать, почему у нас больше миллиона россиян сидят в тюрьмах. Если наше образование переходит в тестовое, то не надо спрашивать, почему из наших школ выходят зубрилы и «офисный планктон», у которых креативность близится к нулю. Креативность воспитывается! Как, впрочем, воспитываются умение анализировать и предвосхищать развитие событий хотя бы на три хода вперёд, потому что природная предрасположенность – нечастый частный фактор. Все эти качества воспитывает тоже культура, как воспитывает корреляцию в работе мозговых полушарий. Поэтому работа Министерства образования страны мне напоминает целенаправленную диверсию против государства. Это не реформа, когда в момент разрушается то, что воспитывалось десятилетиями, и я здесь вынужден становиться чуть ли не на сталинские позиции и «вести поиск иностранных шпионов, желающих разрушить нашу державу».

«Хотелки», превращённые в защиту

Если же говорить без иронии, то в «Истинной роли» я выступаю с позиции «не могу молчать!», рассчитывая на то, что меня услышат те, кто правит, и те, кем правят, чтобы помочь им сориентироваться. Мы должны уметь соображать и сами решать свои судьбы. Понятно, что я не питаю особых иллюзий в отношении этой телевизионной трибуны – жила Россия без моей передачи и будет жить дальше. Но мне будет жаль. Потому что у нас ещё сохраняется шанс «подправить» хотя бы несколько людских судеб. Кто-то иначе отнесётся к воспитанию детей, и тогда чуть меньше совершится преступлений. Может быть, родится изобретатель, которого не загубят «Владимирским  централом» в прямом и переносном смысле, а воспитают на музыке Моцарта или Бетховена. По статистике, только 15–20% людей от совершения  преступления удерживает страх наказания. Значит, подавляющее большинство из нас не обращает внимания на законы и полицию. Полиция не поможет до тех пор, пока мы сами не захотим измениться. И сама полиция – это тоже люди, внутренний стрежень которых формируют всё те же культура, образование и их сочетание. Затем над этим фундаментом надстраивается вера и убеждённость. Путь даже атеистическая, потому что неверие в Бога тоже является верой.

Повторюсь, что наши «хотелки» формируют желания. От их качества зависит жизнь нации, всего государства, и культура играет в этом главенствующую гигантскую роль! Прописные истины, скажете? Да, но, к сожалению, не все это видят и понимают. Как я до сих пор не понимаю феномена превращения Германии в нацистскую империю. Как эту гениальную, работящую, аккуратную и до сентиментальности добрую нацию превратили в «машину», отправившуюся убивать миллионы людей?  Это лишний раз доказывает то, на что способна культура, базирующаяся на идеологии вместе с манипулированием массами. Что же тогда получается? На 100% культура не защищает человека? Значит, нам нужно обладать «хочу», способным превращаться в «не хочу»: не хочу подчиняться манипулированию, не хочу быть толпой и не хочу, чтобы мной управляли! Поэтому в любом случае культура, образование и их сочетание выстраивают защиту от манипулирования и укрепляют личную безопасность человека.

Семья без кивка на школу

На мой взгляд, отношение к ценности своей и чужой жизни воспитывает семья. Семья – это люди, от которых зависит, как они это объяснят и как покажут на собственном примере. Тут не надо кивать на школу. Школа продолжает дело родителей, и если в семье при каждом удобном случае отпускаются вопли и унижения в адрес ребёнка, то из него, скорее всего, вырастет неврастеник, преступник или алкоголик. Когда нам со всех телеканалов по вечерам «текут» в эфире многочисленные ток-шоу, где никто не слушает друг друга, а все перебивают и орут, называя происходящее «интересным динамичным форматом», то не надо удивляться, почему целый пласт населения не способен выслушать, понять другого человека, глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Что касается роли учителя, она  пока остаётся основой государственного устройства. Учитель воспитывает человека, а значит, доходы государства либо его убытки. Но если вдруг сделать учителя коррупционером, то мы получим коррупцию в масштабах всей страны.

Свобода воли, не нуждающейся в объяснении

У Булгакова в «Собачьем сердце» мне нравится сцена, где непрошеные гости, покидая квартиру профессора Преображенского, бросают ему: «Вас надо расстрелять!» – «Но почему?» – спрашивает изумленный Филипп Филиппович. – «Потому что вы не любите пролетариат!» – «Да, я не люблю пролетариат», – заключает профессор. Это очень глубокая сцена, страшная при сталинизме. Она говорит о том, что у человека существует свобода воли, не нуждающейся в объяснении. Эта свобода буквально убивает идеологию коллективизма и управляемой толпы. Помните у Аркадия Райкина: «Я за интим, но чтобы вокруг стоял коллектив!» Это же не что иное, как лишение человека свободы воли. Причём тогда, когда он не понимает, что его лишают этой свободы воли и формируют его «хочу». Идеология свободной воли входит в страшное противоречие с идеологией коллективного мышления, управляемой толпы, разрушая «подошву» в пирамиде такого государства.

Благим матом о литературе

Я не смог бы стать тем, кем стал, без хорошей литературы и живописи. В детстве меня учили читать книги, и в «Истинной роли» я благим матом ору, что сегодня в нашей школе детей не учат читать. В чести сейчас «сюжетная литература», когда о «Войне и мире» можно обмолвиться буквально в двух словах: «этот роман рассказывает о войне и мире». Когда через рассказы жены и посещение выставок я познакомился с живописью, узнал, как положены краски или темпера на холсте, когда научился разглядеть эффекты и образность, понял, что такое композиция, то вскоре обнаружил, что начал играть по-другому. Также происходит и с музыкой. Когда ты слушаешь сонату Бетховена, твоё мировоззрение, интеллект и отношение к жизни может радикально измениться. Причём объяснить механизм этих изменений и воздействия я не могу. Но такой человек с «изменённым сознанием» будет по-другому работать, иначе относиться к жизни. Вряд ли он будет убытком государства. Скорее всего, он станет его доходом. Поэтому в очередной раз я заклинаю, что в основу человека заложены культура, образование и их сочетание. Куда ни кинь, куда ни копни глубже, мы упираемся в эти три цивилизационных столпа. И какова культура, такова и цивилизация, и никак не наоборот…

Читайте также: