За последний год привлечение инвестиций стало одним из главных вопросов экономической повестки Удмуртии. Новой управляющей командой сделано много шагов в этом направлении, однако резкого увеличения числа желающих вложить свои деньги в проекты внутри региона пока не произошло. Что важно для инвесторов и какие ещё меры необходимы для их привлечения?

Александр СВИНИН, первый заместитель председателя правительства УР:

– Наш приоритет – индивидуальный подход к инвестору и борьба за каждого предпринимателя. В том числе это предполагает приведение законодательства в соответствие со всеми стандартами, разработка таких законопроектов, чтобы наша территория могла конкурировать с другими по мерам и процедурам поддержки, в том числе налоговым льготам.

В конце 2017 года мы приняли большой пакет нормативных актов, которые облегчают жизнь МСП и ИП, вводят меры поддержки для резидентов промпарков и технопарков. В 2018 году было внесено порядка 16 поправок в инвестиционное законодательство. Предприниматели могут в упрощённом режиме получить доступ к налоговым льготам, которые республика готова предоставлять для новых инвестиционных проектов. Введены дополнительные меры поддержки для резидентов ТОСЭР. Сарапул получил этот статус в 2017 году. Появились первые два резидента, ко второму кварталу 2018 года их станет уже пятеро. Объём инвестиций, предусмотренных данными соглашениями, должен превысить 500 млн рублей.

Практически каждую неделю мы общаемся с бизнесом на разных площадках. По поручению главы региона Александра Бречалова создали Центр медиации для разбора каждого случая нарушения прав предпринимателей республиканскими и федеральными контролирующими органами. Эти меры дали результат: в 2017 году мы впервые за последние пять лет увидели позитивную динамику миграции бизнеса из Удмуртии. На территории региона перерегистрировалось 362 предпринимателя, а убыло 283.

Михаил ТУМИН, министр экономики УР:

– В 2017 году 57 проектов прошли процедуру оценки регулирующего воздействия. Большая часть документов поддержана бизнесом в первоначальной редакции, а некоторые отправлены на доработку. Ни одно поступившее замечание или предложение не было проигнорировано, все они в том или ином виде учтены. Нередко проекты, не прошедшие ОРВ, снимались с рассмотрения уже на стадии обсуждения в президиуме правительства УР. Сегодня в республике благодаря налаженному диалогу с властью представители бизнеса имеют реальные возможности для формирования условий своего развития. Это подтверждается данными независимого опроса предпринимателей, согласно которому Удмуртия в лидерах по данному направлению.

Мы предложили исключить из регионального законодательства требование, касающееся обязательного включения инвестиционных проектов в республиканский реестр для получения мер поддержки. При этом дополнили перечень другим условием – бизнес должен быть зарегистрирован на территории Удмуртии. Такая мера позволит наполнить бюджеты и уже применяется в ряде регионов.

Дмитрий ГЕНЕРАЛОВ, генеральный директор Корпорации развития Удмуртии:

– На одной из сессий форума в Сочи мы обсуждали, почему из региона уходит инвестор. На это влияет два фактора – скорость отклика и уровень компетенций команды, которая работает с бизнесом. Соответственно, необходимо чёткое взаимодействие между органами исполнительной власти региона при реализации проекта. Все вовлечённые в процесс органы власти и учреждения должны придерживаться принципов открытости и оперативности.

Сейчас на сопровождении Корпорации находится около 30 проектов в разных стадиях реализации. Среди них есть как небольшие, так и ресурсоёмкие.

Григорий СТРЕЛКОВ, руководитель Удмуртского регионального отделения «Опоры России»:

– В большинстве регионов России сегодня проблемы с инвесторами. Команда Бречалова прилагает титанические усилия для их привлечения в нашу республику. На территории Удмуртии будут реализовываться пилотные проекты, которые при успехе можно тиражировать на всю страну.

Но для серьёзного влияния изменений на деловой климат эту машину надо разогнать. Даже при системной работе значительных результатов придётся ждать минимум два-три года. На мой взгляд, изменений в региональное законодательство принято достаточно. Однако не преодолена инерция прошлых лет, когда министерства отделывались отписками, а реальных дел видно не было. Нужно менять систему взаимодействия власти и бизнеса. Особенно остро стоит вопрос отношений между предпринимателями и органами местного самоуправления. Региональная власть принимает грамотные решения, а вот на местном уровне многие чиновники не слышат потребности бизнеса, не предпринимают шагов по привлечению инвесторов, да и просто не мотивированы. Это беда многих регионов, но в Удмуртии она особенно ярко выражена.

Андрей ОРЛОВ, руководитель регионального отделения Дома российско-китайской дружбы:

– В данный момент ситуация с бизнесом в республике нестабильна. Думаю, это вызывает опасения у инвесторов. Внешнему инвестору проще обратиться в соседний Татарстан, где многие моменты давно проработаны.

Открытой информации на эту тему недостаточно. Желающим реализовать проекты придётся отдельно выяснять многие вопросы. Если обратится крупный инвестор, он не сможет зайти на территорию региона и отработать «от и до», по накатанной технологии. Не хватает и квалифицированных кадров в этой сфере.

Но положительные тенденции к развитию инвестиционного потенциала Удмуртии явно обозначились. Важный вклад в привлечение инвесторов вносит пиар республики в Москве через постпредство главы региона при президенте РФ. Недавно начала свою деятельность Корпорация развития Удмуртии. Нужно время, чтобы принятые меры заработали, и после этого можно будет говорить об инвестициях.

Валерий ЗОЛОТУХИН, президент производственной компании VIVO, основатель инвестиционной группы IMPEX:

– Я был на форуме «Инвестируй в Удмуртию» и хочу отметить работу команды Александра Бречалова. Всё-таки чувствуется, что к управлению регионом пришли люди из бизнеса, понимающие его потребности. Представители деловой сферы должны быть в команде любого губернатора. Необходимо регулярное общение, тогда можно определить инструменты для привлечения инвестиций: налоговые льготы, госзаказ для малого бизнеса, гранты, государственно-частное партнёрство…

В первую очередь инвестора волнует сохранность его средств. У моего партнёра произошёл крайне неприятный случай в одном из регионов. Он инвестировал в автомойку и потерял бизнес в результате рейдерского захвата. Причём рейдеров прикрывала местная администрация. Конечно, такие истории негативно сказываются на инвестиционном климате. Поэтому инвесторам нужна правовая защита – полиция и суды должны работать как положено.

Второй фактор – снижение бюрократических барьеров. Первый вопрос от чиновников «Чем я могу помочь?» вместо «Что мне за это будет?». Коррупцию и паразитические прослойки надо вычищать во всех сферах.

И третье – продвижение. Пиар внутри территории, мотивирующий местных жителей на дополнительную инвестиционную активность. По данным ЦБ РФ, на депозитах лежит 26 трлн рублей. Фактически эти деньги не работают. Представьте, сколько производств и инновационных компаний на них можно было бы открыть! Важен также внешний пиар, ведь у России огромный экспортный потенциал не только сырья, но и товаров массового потребления с высокой добавленной стоимостью. Я бы в первую очередь обратил внимание на рынки Азии, так как сейчас там больше всего капитала и азиатские инвесторы, в отличие от европейских и американских, не боятся инвестировать в Россию.

Вадим КОВАЛЕНКО, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога»:

– Мы занимаемся развитием транспортной инфраструктуры в регионах России на основе государственно-частного партнёрства. Из субъектов РФ, в которых работает наша компания, наиболее успешной я бы назвал Московскую область, где сегодня реализуется три концессионных соглашения. Недаром регион каждый год улучшает позиции в соответствующих рейтингах. Так, в рэнкинге по инвестиционной привлекательности регионов АСИ 2017 года Подмосковье поднялось с 21-го на 9-е место, а в рейтинге Центра ГЧП делит второе место с Самарской областью. Достижение такой положительной динамики, на мой взгляд, стало возможным благодаря принятию понятной для инвесторов инвестиционной стратегии, а также слаженной работе уполномоченных органов.

Ключом к успешному привлечению инвестиций является качество институциональной среды: проработанность региональной нормативно-правовой базы региона, прозрачность и стабильность правил сотрудничества, система «одного окна» для инвестора, эффективное межведомственное взаимодействие, ускоряющее все процессы. Механизмы предоставления финансовой поддержки инвесторам, несомненно, также играют не последнюю роль, но не являются решающими. Всё же на первом месте – прозрачный и комплексный подход к сотрудничеству, готовность к разделению рисков.

Игорь ИСТОМИН, директор по стратегическому планированию агентства SPN Communications:

– Потенциальные инвесторы из-за рубежа, как правило, не ожидают от властей каких-то особых преференций и льгот. По сути, им достаточно установления эффективных каналов открытой и честной коммуникации.

Основное для инвестора – это снижение рисков и затрат. Соответственно, предпринимателям выгодно минимизировать вложения в инфраструктуру и размещать новый бизнес, например, в готовых индустриальных парках. Но часто это идёт вразрез с желаниями регионального руководства, которое хочет улучшить транспортную и другую инфраструктуру за счёт инвесторов. Поэтому бизнесмены хотят обсуждать взаимные пожелания заранее. А не тогда, когда проект уже запущен и вложены первые деньги.

Что ещё важно: ни один регион не может быть ориентированным только на инвесторов. Бизнес-привлекательность во многом зависит от трудовых навыков населения и от уровня его жизни, состояние образования и культуры связано с привлекательностью для туристов и прочее. Чтобы не превратиться, условно говоря, в Венецию (то есть в город, который умирает, несмотря на огромные потоки туристов), любой регион должен быть привлекательным для всех, кто связывает с ним долгосрочные планы. Поэтому нужна стратегическая ориентация на ценности и запросы постоянных жителей: как промышленных инвесторов, так и работников, студентов, покупателей недвижимости. Если в регионе хочется жить, половина пути к инвестиционной привлекательности уже пройдена.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).