Эксперт проекта Forbes for Business Андрей Пометун дал журналу «Деловая Репутация» эксклюзивное интервью. Аналитик поделился мыслями о том, сложно ли вести бизнес в России, как кризис может стать личным акселератором, компаньон ли бизнесмену государство и почему «нецифровой» руководитель отстраивает компанию от результата.

Андрей Пометун, эксперт проекта Forbes for Business, основатель и CEO Selvery, онлайн-конструктора продающих презентаций

– Андрей Геннадьевич, вы – эксперт федерального уровня, хорошо знаете ситуацию в целом по России. Как оцениваете складывающийся бизнес-климат в регионах? Какие главные барьеры и проблемы есть у сегодняшнего предпринимателя?

– Бизнес-климат в конкретной стране – это совокупность огромного количества факторов, понять и принять которые можно, только сравнивая условия работы в других государствах. За исключением каких-то отдельных особенностей бизнес-климат в российских регионах примерно одинаковый. Могу с уверенностью сказать, что бизнес в России вести можно. Это имеет смысл и не превращается в наказание.

У нас московская компания, но мы прекрасно понимаем, как работает бизнес в регионах, потому что сами работаем с субъектами. На любой территории можно найти возможность получить советы, высказать точку зрения, участвовать в профильных комитетах. Вопрос – в желании самого предпринимателя.

Да, есть сложности. Предпринимателю приходится сталкиваться и с вызовами со стороны государственной машины, и с вызовами личного характера. Вторых чаще больше. Но тех, кто хочет сделать свою работу хорошо, это не остановит.

– По сути, предпринимательство – зона личной ответственности самого владельца бизнеса. Однако много говорится о том, что бизнесу нужно помогать. Насколько необходима рука помощи государства, по вашему мнению?

– Государство модно ругать: оно мешает, принимает какие-то плохие законы, требует то, что невозможно выполнить. Да, хватает и такого, потому что государство – это люди, среди которых есть те, кто допускает ошибки. Но есть и другие люди, которые создают огромный пласт возможностей для предпринимателей.

Как IT-компания мы регулярно подаём заявки на государственные гранты, с удовольствием воспользовались господдержкой в части выхода на зарубежные рынки по программе GoGlobal акселератора ФРИИ и Московского экспортного центра. Планируем получить статус резидента научного центра Сколково, чтобы иметь налоговые льготы.

Государство может оказать реальную поддержку, но это именно поддержка, а не выполнение чужой работы. Предприниматель – человек, который готов отвечать за себя и не требовать помощи. Однако я считаю, глупо было бы отказываться от любой поддержки, которую предлагает власть.

При этом и государство, и бизнес – два участника процесса формирования социальной среды. Они не могут быть сами по себе, им приходится синхронизироваться, чтобы двигаться в одном направлении. Задача государства – содействовать развитию общества, в которое наряду с медициной, образованием, прочим входит и бизнес. Кто для государства сейчас важнее, кто нуждается в большей поддержке, тому оно и уделяет больше внимания.

– Какие трансформации произошли в бизнессреде в период пандемии? Насколько бизнес оказался готов к вызовам?

– Начну издалека. Для меня бизнес-образование – непрерывный процесс, состоящий из двух этапов. На первом этапе я максимально потребляю ту информацию, которая кажется мне перспективно полезной в моём бизнесе. На втором этапе закрываю все каналы восприятия и начинаю использовать полученную информацию для развития бизнеса, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Например, наш продукт – цифровой помощник продавца – появился незадолго до начала шумихи с коронавирусом. Я использовал накопленные знания, чтобы развитие моего нового бизнеса не останавливалось. В разгар коронакризиса мы сконцентрировались на том, чтобы сделать сервис максимально полезным, чтобы продавец мог работать с нашим продуктом в формате дистанционной продажи.

К чему я это? Мне кажется, в критические моменты многим моим коллегам-предпринимателям не стоит оглядываться на других в поисках волшебной таблетки. Каждая компания уникальна, и не факт, что чужое решение сработает у тебя. Мы не оглядывались, мы просто пахали, продолжали совершенствовать продукт, разговаривать со своими будущими пользователями, искать способы привлечения новых пользователей. Мы оказались готовыми к вызову. 

– Верно ли, что без «цифры» бизнесу сложно развиваться?

– Компания компании рознь. Точно могу сказать, что без цифровизации бизнес вести можно. Вопрос в том, каких результатов он достигнет. Может ли человек жить, питаясь только хлебом и водой, без современной медицины? Может. Но какими будут качество и продолжительность жизни? Так и с современным бизнесом.

Цифровизация – набор мощных современных технологий, которые помогают прокачать бизнес, дать ему новый толчок для развития, существенно повысить производительность. Использовать эти технологии или нет – выбор стоит за самим предпринимателем. Кого-то останавливает естественный страх перед всем новым, кого-то – желание сэкономить, кто-то не понимает, с чего начинать. И каждый из остановившихся сегодня теряет конкурентные преимущества перед теми, кто возможностями цифровизации уже воспользовался.

– «Цифровая трансформация бизнес-отношений» – этой теме вы посвятили книгу. В чём заключается эта трансформация и куда она приведёт предпринимательское сообщество?

– Сейчас книга переиздаётся под новым названием – «Порядок в бизнесе. Как внедрить CRM и другие Эм». Суть от этого, впрочем, не изменилась: она расскажет предпринимателю о необходимости пересмотреть отношения бизнеса к цифровым инструментам.

Сейчас, когда значительная часть сотрудников перешла на удалённый формат работы, компании столкнулись с падением производительности из-за того, что теряется коммуникация. Изменились деловые отношения между людьми. Нас резко вырвали из офиса, мы оказались не готовыми к виртуальному общению. В большинстве компаний самого разного уровня сегодня главной задачей стало сохранение вовлечённости людей в общую работу.

Цифровая трансформация всегда проходит через период автоматизации. А автоматизации не достичь без чёткого понимания и описания процессов, которыми занимается тот или иной сотрудник. Как бы странно ни звучало, но в большинстве компаний сегодня руководители не понимают, как у них создаётся результат. И из-за этого руководитель не может управлять процессами. Когда все процессы описаны в виде алгоритмов, блок-схем, когда распределены все причинно-следственные связи, компания делает первый шаг к цифровой трансформации.

Куда она приведёт? К логически обоснованной эффективности бизнеса без пробелов, повторений, ненужных действий. К запланированной прибыли. Однако сегодня многие воспринимают цифровую трансформацию исключительно как автоматизацию процессов. Причём часто эти процессы – не оптимальные, те, которые можно было бы исключить на первых шагах цифровой трансформации, на этапе создания алгоритма. В компании запускают CRM-систему, заводят какие-то чаты, начинают загонять сотрудников в Trello – и ничего не работает, эффективность не повышается. Такое происходит из-за хаоса в рабочих процессах. А автоматизируя хаос, компания получает только автоматизированный хаос, умножая свои проблемы.

Цифровая трансформация нужна, чтобы минимизировать количество ошибок в бизнесе. Прошедший цифровую трансформацию бизнес – рационализированный и коммерчески эффективный.

– Облака, ИИ, цифровые инновации – может ли малый бизнес сегодня использовать инструменты крупных корпораций?

– В крупном бизнесе есть вещи, которые бесполезно внедрять «малышам». Например, инструменты построения отношений с десятками тысяч пользователей. С другой стороны, у малого бизнеса стоят задачи, которые не ставит себе большой бизнес, идеальное сервисное обслуживание или гипертаргетированная реклама, например. Разные задачи, разные ресурсы, разные потребности – всё это приводит к тому, что в 99% случаев малый бизнес тратит время на анализ возможностей большого бизнеса, но не находит ничего подходящего для себя.

Мне кажется, важнее смотреть на того, кто похож на тебя. Может быть, в других отраслях, в других регионах, но работающих в похожих условиях. Анализировать крупную компанию – это как в старом анекдоте: искать ключи не там, где потерял, а под фонарём, потому что тут светлее. Анализировать нужно конкурента, работающего с твоим целевым клиентом.

– За какими бизнесами – будущее? И за какими руководителями?

– Ответ, который приходит навскидку: будущее – за молодёжью. Молодёжь более продвинута с точки зрения технологий, она понимает тренды автоматизации. Сегодня она может затолкать огромный бизнес в мобильный телефон, обойти запреты, найти новые подходы.

Но пусть об этом рассуждают футурологи. Я лишь могу выбрать сферу деятельности, в которой хорошо разбираюсь, и развиваться в ней. Постараюсь создать то будущее, в котором я вижу смысл.

– Видите ли вы сферу бизнеса, в которой нельзя будет применить искусственный интеллект?

– Как однажды заявил профессор Борис Кобринский, ИИ заменит человека там, где можно построить алгоритмы действий человека. Но ему будет недоступно открывать принципиально новые направления в науке. ИИ уже применяется практически везде, от автоматизированной журналистики до космической навигации. ИИ должен дополнять, а не заменять человека. Он должен брать на себя рутинную работу, оставляя место для принятия решения человеком.

– Какой один современный обязательный курс вы посоветовали бы владельцу бизнеса?

– Любой обретённый на бизнес-курсах навык всего лишь повышает качество жизни и деятельности. Современные предприниматели во многом стали жертвами таргетированной рекламы, которая заявляет им: «Без этого курса нельзя вести бизнес!» Но реальность такова, что, если ты не разбираешься в финансах, ты нанимаешь финансиста, если ты не разбираешься в цифрах – нанимаешь бухгалтера, не умеешь нанимать бухгалтера и финансиста – нанимаешь HR-директора.

Не нужно искать секреты. Нужно искать необходимые знания. А знания нужно получать в силу поступающих запросов. То есть сначала нужно столкнуться с какой-то проблемой, понять, что своими силами и объёмом знаний её решить не получилось, и только потом выбирать нужный курс. А наесться знаниями впрок никогда ни у кого не получалось.