Что изменилось в системе госзакупок в 2020 году

Общая тенденция изменений-2020 в сфере госзакупок – ускорение закупочных процессов, повышение их прозрачности и, пожалуй, главное – ужесточение контроля за заказчиками и поставщиками. Основной массив новшеств принесёт второе полугодие, однако уже сейчас есть изменения, которые серьёзно трансформировали работу участников системы. Дайджест значимых нововведений – от экспертов нашего журнала.  

 

Сергей ПЕСТОВ, учредитель группы компаний «Дертен»:

– В наступившем году сфера госзакупок вновь претерпевает изменения, в том числе существенные. Часть из них ещё не вступила в силу, но есть ряд новшеств, актуальных для сегодняшнего дня. Отмечу самые масштабные и касающиеся всех игроков рынка.

С 1 января 2020 года регистрация в ЕИС для поставщиков стала обязательной – об этом изменении не слышал только тот, кто никогда не участвовал в закупках. Весь 2019 год ещё можно было подать заявку на тех ЭТП, где есть «точечная» аккредитация, но с 2020 года при отсутствии поставщика в Едином реестре участников закупок оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Также с начала года в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в заявке на участие в конкурентной процедуре. Для комиссии по осуществлению закупок непредставление данной информации будет являться основанием для отклонения заявки участника.

С 1 июля 2020 года лимит каждой закупки у единственного поставщика в электронной форме увеличится до 3 млн руб., то есть становится в 10 раз больше, чем сейчас. Но это не значит, что теперь все закупки госзаказчики будут проводить неконкурентно, с самостоятельно выбранным поставщиком. У заказчиков есть лимиты – у большинства это 5% от совокупного годового объёма закупок. К тому же такие закупки должны проводиться в электронной форме на электронной торговой площадке, а значит, они видны всем, и в них можно поучаствовать.

В это же время начинает действовать новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме. Предельная НМЦ котировок повысится с 500 тыс. до 3 млн руб., а также сократится срок на проведение закупки.

Обрисовывая общую тенденцию изменений 2020 года, я бы выделил ускорение и упрощение небольших закупок, а также повышение прозрачности действий заказчиков и поставщиков. Кроме того, ужесточение контроля в их отношении.

В связи с этим мы советуем обратить внимание на мелкие закупки, которые проводятся на множестве площадок, начиная от региональных электронных магазинов и заканчивая Порталом поставщиков, Единым агрегатором торгов «Берёзка». При этом сейчас для поставщиков на первый план должна выйти оперативность – как в поиске тендеров, так и в просчёте, подаче цены. Много мелких закупок и коммерческих тендеров/закупок по 223-ФЗ проходят от нескольких часов до нескольких дней, так что тендерный отдел и отдел просчёта всегда должны быть готовы к таким закупкам, они зачастую рентабельнее и интереснее классических электронных аукционов.

 

Александр САНДУЛЬСКИЙ, руководитель проекта «КОРПОС: Управление закупками»:

– Новшества в системе закупок, как и всегда, отличаются масштабом. Первое изменение – замена ключей проверки электронной подписи. С января 2020 года не дозволяется применять в закупках квалифицированные сертификаты проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001. Теперь допуск ко всем функциям ЕИС может осуществляться только с применением сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2012. Тем, кто на сегодняшний день ещё применяет устаревший формат, следует в ближайшее время заменить ключи, поскольку  старые уже не действительны.

Далее – обязательная регистрация в ЕРУЗ (едином реестре участников закупок). На этот момент обращают внимание все эксперты. В настоящее время участие в государственных закупках разрешено только в том случае, если пройдена аккредитация в ЕРУЗ. Данный перечень – это список всех продавцов, покупателей и исполнителей. Он находится в единой информационной системе. Преимущество в том, что при оформлении в ЕРУЗ автоматически осуществляется регистрация по всем электронным площадкам.

Ещё один момент – проверка участника закупки на незаконное вознаграждение от имени организации. Для регистрации участника закупок в ЕРУЗ в реестр будет заноситься дополнительная информация – о привлечении к ответственности за получение незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП РФ. Сведения будут формироваться автоматически через Генеральную прокуратуру. Эта информация будет направляться заказчику, чтобы тот мог проверить участников на соответствие п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Следующее новшество – уменьшение срока выплат по договорам. Ранее всем малым и средним предпринимателям должны были произвести оплату по контракту в течение 30 дней. После внесения изменений, то есть с января 2020 года, этот срок уменьшился до 15 рабочих дней. Если вы поставляете что-то или оказываете услуги, теперь деньги можно получить быстрее. В основе изменений – правительственное постановление от 18 сентября 2019 года № 1205.

Отдельно стоит отметить увеличение годового объёма закупок. Это изменение также касается субъектов МСП. Суммарное количество годового объёма закупок должно составлять не менее 20% от общего ежегодного стоимостного объёма договоров. Ранее объём достигал 18%.

Для поставщиков товаров и услуг изменение означает увеличение объёмов закупок. Заказчикам же стоит внимательно отслеживать общий объём и размер закупок у малого бизнеса. Для этого советуем автоматизировать контроль исполнения договоров. Сформированные графики платежей, графики поставок, расчёты пени за просрочку, обмен данными с бухгалтерией и др. позволяют контролировать годовой объём закупок, а также напомнят о том, что пора производить оплату по счетам.

Также начнёт работать ГИС «Независимый регистратор», который будет осуществлять мониторинг и фиксацию действий и бездействий участников закупок и заказчиков, работоспособность ЕИС и федеральных электронных торговых площадок. Одна из целей ГИС – защита от несанкционированного отключения от торгов. Это, например, отключение «ненужных» IP-адресов на время проведения торгов, подмена результатов. Все данные шифруются электронной подписью, в том числе ею подписываются видео, записываемые плагином ГИС. Эта подпись не подлежит копированию и хранится в серверной стойке ФАС. Шкаф с ней «запирается» на два ключа: один находится у ФАС, а другой у Минкомсвязи – этим подтверждается достоверность данных в системе и их невозможность подделывания.

ГИС фиксирует всё происходящее: каждое движение курсора, каждый клик мыши, корректность работы компьютера, стабильность Интернета, доступность электронных торговых площадок, правильность настройки рабочего места, время и дату на компьютере, возможную блокировку участника контрактной службы, DdoS-атаку.

Изменения коснулись и правил ведения реестра договоров. На основании приказа Министерства финансов от 10 июня 2019 года теперь необходимо добавлять дату присоединения юридического лица в список малого и среднего предпринимательства (касается только малых и средних предпринимателей). Сведения о периоде формируются сразу после внесения в реестр ИНН и КПП.

Установлен запрет на закупку услуг по организации отдыха для детей у тех фирм, которые не включены в реестр. Он введён в силу Федеральным законом № 336 от 16 октября 2019 года.

С 1 апреля 2020 года вступят в силу изменения в закон 44-ФЗ, касающиеся контроля за проведением закупок. Единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.

Правительство РФ определит федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля.

Изменится контроль казначейства, финансовых органов в регионах и муниципальных образованиях, органов управления государственными внебюджетными фондами по ч. 5 ст. 99 закона о контрактной системе.

С апреля 2020 года – масштабные изменения в порядке проведения электронного запроса котировок. Сократят время подготовки заявки. Новая дата окончания подачи заявок будет через 4 рабочих дня со дня, который идёт за днём, когда опубликовали извещения о закупке. Перестанут править извещения, а отменять смогут за один час до срока завершения приёма заявок. Придётся требовать документы о соответствии общим требованиям по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларации будет недостаточно. Запретят требовать документы, которые передают вместе с товаром.

В ближайшей перспективе в сфере госзакупок могут появиться дополнительные изменения. Речь идёт о текущем годовом периоде. Сегодня на рассмотрении находятся следующие изменения. Покупатель обязан расплатиться за поставленную продукцию в течение 30 календарных дней. На основании этого будет добавлена новая часть закона о закупках: ч. 14 ст. 3. В связи с этим покупателям потребуется переработка большого объёма документов. Также у государства будут полномочия установить изменения требований к участникам закупок. Эти изменения потребуют поправок в документах о закупках.

Возможно, будут внесены изменения о разногласии интересов. В результате этого закупки не смогут совершаться лицами, состоящими в родстве.

Для того чтобы не тратить большое количество времени на внесение корректировок (а их немало из-за постоянных законодательных изменений), рекомендуем заняться полной автоматизацией процесса управления закупками. В результате действия будут осуществляться быстрее, а требования – полностью соблюдаться.

 

Дмитрий БОРИСОВ,  руководитель отдела консалтинга специализированной организации «Развитие»:

– Изменения, внесённые в Закон № 44-ФЗ, будут вступать в силу поэтапно. С самого начала года действуют новшества, связанные с внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем. Он теперь осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством РФ, другими правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Органы внутреннего государственного финансового контроля могут выдавать не только предписания, но и представления в случае выявления нарушений законодательства в сфере закупок.

Отмечу изменения, которые коснулись указания страны происхождения товаров в составе заявок участников закупок. Заказчики должны требовать указания страны происхождения товаров, а участники – указывать в составе своих заявок страну происхождения товара при любом конкурентном способе закупки (независимо от того, были ли установлены запреты, ограничения либо условия допуска в отношении иностранных товаров). Более того, указывать страну происхождения товара надо не только в случаях, когда предметом закупки является поставка товаров, но и в случаях, когда заказчику поставляется товар при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Термин «контракт» получил такое определение: это «государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего федерального закона». Что это изменило? Ещё более выделяется разграничение государственных (муниципальных контрактов, которые заключаются государственными (муниципальными) заказчиками, и просто контрактов, которые заключаются бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом.