Что искать в Приисковом? Маршруты фрирайда на снегоходах

Приисковый – один из наиболее популярных отечественных курортов для фрирайда. Суровый край для не менее суровых мужчин. Настоящая русская Мекка для снегоходчиков: интересный рельеф, необъятные просторы, обилие чистого, пушистого, глубокого снега – его здесь столько, что заниматься зимними видами спорта можно с ноября и до июня… В декабре 2019-го местные склоны «попилила» и команда поклонников снегоходов из Удмуртии.

 

Путь из Ижевска до Приискового неблизкий – почти 3,5 тыс. километров. Трансферный перелёт Ижевск-Москва-Красноярск занимает порядка 8 часов. Ещё примерно столько же времени потребуется, чтобы автотранспортом преодолеть 435 км от аэропорта до пункта назначения – посёлка Приисковое, от которого и получил своё название этот курорт.

Вот оно – ещё недавно Богом забытое место, находящееся у подножия Кузнецкого Алатау в Хакасии, между Кемеровской областью и Красноярским краем. Когда-то в посёлке работал золотой рудник, проживало порядка 5 тыс. человек. Но в 1996 году золотодобычу прекратили, а позже посёлок был преобразован в село, где осталось лишь несколько сотен жителей. Так бы, наверное, оно и прекратило своё существование, как и множество малых деревень в России, если бы предприимчивые люди не решили в этом месте делать деньги из снега, благо, что природные ресурсы давали карт-бланш. Сегодня Приисковый – процветающий, динамично развивающийся курорт, где практически восемь месяцев в году занимаются зимними видами спорта. Сюда съезжаются любители фрирайда со всего мира. Для них в настоящее время построено порядка 16 гостиниц (отдельные для сноубордистов и снегоходчиков) разного ценового уровня – от эконом, где сутки пребывания обойдутся в 1,5–2 тыс. руб., до апартаментов с чеком в 20 тыс. руб. с персоны. Есть рестораны, кафе, бани. Функционируют тёплые гаражи для хранения снегоходов, специальные сушки для экипировки, прокат инвентаря и снаряжения, техники, ратраки с пассажирскими кабинами, которые доставляют в горы сноубордистов – подъёмников на курорте нет. Зато здесь имеется всё необходимое для того, чтобы абстрагироваться от рутины, забыть о делах насущных и ощутить свой градус экстрима.

 

А мы и не ждали…

Приисковый – это снег, снег и ещё раз снег. Он может начаться внезапно, идти несколько часов – и так же внезапно прекратиться – погода в этой местности меняется очень быстро. А может растянуться на несколько дней, неделю – при постоянном ветре наметает так, что в окна второго этажа здания можно легко заглянуть с улицы, частные одноэтажные дома утопают в снегу по самые крыши, а к сараям и гаражам приходится копать подходы. Настоящее снежное царство, в котором к весне снег, или как его называют «пухляк», может достигать глубины 5 метров.

Традиционным снегопадом встретил посёлок и наших путешественников. Выезжая из Ижевска, не балующего снегоходчиков «хорошей» погодой, и зная, какая нынче «незимняя» зима царит по всей России, многие из них до последних минут не верили в реальную возможность «побороздить» склоны в Хакасии.

– Водитель, который вёз нас от аэропорта до посёлка, рассказывал, что местные коровы пасутся круглогодично, щиплют мёрзлую траву, которая выдувается ветром из-под снежного покрова. Гляжу – и действительно, снега немного. Думаю, для чего едем так далеко, как будем кататься… Проезжаем какие-то десятки километров – начинаются горы, дует сильнейший ветер, сыплет снег. Много. Нереально много. В день нашего приезда его выпало столько, что все дни мы катались по нетронутой целине, – рассказывает один из участников путешествия, директор ООО «ЖРП8 ГРУПП», депутат Государственного Совета Удмуртской Республики Фарит Губаев.

– Приехали – метель, шквалистый ветер, буквально сдувает с ног. Обильный снегопад помешал нам добраться до гостиницы на машинах, последние метров 300 пришлось преодолевать пешком. В гараже при гостинице не всем райдерам удалось разместить технику – не хватило мест. А утром следующего дня снегоходов, оставленных на улице, практически не было видно. На их местах из сугробов лишь чуть торчали рули – настолько сильным был снегопад, – вспоминает руководитель спортивных проектов концерна «Калашников», известный биатлонист Иван Черезов.

 

Семь вершин Приискового

Курорт насчитывает семь основных горных вершин, с которых можно осуществлять спуск: Ивановская, Заозёрная, Гус, Трансваальская, Панфиловская, Семейная, Столовая. Самой высокой считается вершина Заозёрная, её высота достигает 1657 метров. Самой маленькой – Семейная – 1203 метра. Высота остальных варьируется от 1320 до 1460 метров. Такой рельеф создаёт условия для катания как для профи, так и для новичков райдинга. Причём «расписывают» склоны они в разных местах – разделение по профессиональным интересам, так сказать. А в первую очередь – элементарная безопасность.

– В Приисковом есть перевал высотой 1,5–1,8 тыс. м. До него катаются сноубордисты, после – снегоходчики, чтобы не мешать друг другу. Есть такое правило. Вершина перевала находится в облаке – заезжаешь туда и в пяти метрах от себя не можешь разглядеть человека, только его силуэт. Непривычное ощущение, особенно для первого раза. К тому же полностью покрываешься слоем льда – ледяная пыль оседает на экипировке, на очках, не спасает даже их подогрев. А когда спускаешься – видишь дикую природу, шикарную, следы разных зверей, горы, склоны, в том числе, конечно, и с лавиноопасными местами, – делится эмоциями директор Центра Активного Отдыха «ЭКСТРИМ» Владимир Сухих.

Катание, независимо от дня недели, начинается здесь в 10 утра и длится до 18 часов вечера.  В основном склоны в Приисковом не самые сложные, однако заблудиться на огромных снежных просторах проще простого, а мобильная связь в этих местах есть не везде. Поэтому самостоятельное восхождение в горы запрещено. Каждую группу снегоходчиков обязательно курирует опытный гид, определяя маршрут с учётом уровня подготовленности снегоходчиков, погоды, состояния снега и так далее. Причём, как показывает практика, с проводниками-профессионалами лучше договариваться заранее – наша группа позаботилась об этом ещё весной.

– Одновременно с нами в Приисковом было порядка 500 снегоходчиков из разных регионов России – от Мурманска до Южно-Сахалинска. И, выезжая в места каталки, все эти люди не видели друг друга. Там огромные просторы.  Огромное количество мест для людей с разным уровнем владения снегоходом, – продолжает Владимир Сухих.

 

Сначала – в школу!

Из Удмуртии в Приисковый приехала организованная команда в составе 21 человека – как опытные любители горных снегоходов, так и новички. Они привезли и 21 снегоход – технику доставил большегруз, в кузове которого была специально сварена металлическая конструкция, позволившая разместить «горники» в два яруса. К слову, аренда снегохода на самом курорте недешёвая – один катальный день обойдётся в 25 тыс. руб., поэтому тем, кто часто практикует такой вид отдыха, лучше с собой везти «железного коня» и снаряжение –противолавинный рюкзак, щуп, лопата и бипер в горах обязательны!

Генеральный директор ООО «Удмуртская хлебная компания» Алексей Малюк ездить на горном снегоходе начал недавно – с марта 2019-го. Как признаётся сам, несмотря на хорошую физическую подготовку, хотя она, безусловно, сыграла свою положительную роль, освоить «горник» было непросто. Здесь навыки контрруления, умения управлять машиной при помощи тяжести тела приобретаются не сразу, а с накатом.

– Поначалу ты не понимаешь, что делать: где-то неправильно газом поработал – и уже «сидишь», запилился, как говорят райдеры. А если застрял – самому, без помощи, выехать очень сложно. Профессионалы в Приисковом научили нас, как нужно ставить снегоход на гусеницу без посторонней помощи, как выезжать из снежного плена, – объясняет Алексей Малюк.

Фарит Губаев более опытный райдер – «горником» управляет порядка четырёх лет, и свыше десяти – снегоходами утилитарного типа. Он признаётся, что, пересев на горный снегоход, полностью забросил горные лыжи, которыми увлекался порядка 30 лет.

– Техника контрруления на «горнике» очень похожа на езду на мотоцикле. По склону всегда нужно ехать на одной лыже. Интересно и то, как штурмовать склоны. Когда мы гоняем в песках на багги, высокий бархан никогда не берётся «в лобовую», ты можешь «залипнуть», «зависнуть». На горном снегоходе крутые склоны также никогда не берутся «в лобовую». Заходишь не в прямую, а практически боком, потом перекладываешь машину на другую сторону и так, «ёлочкой», поднимаешься в гору, – делится он своим опытом.

Однако даже тому, кто имеет большой опыт управления «горником» на равнине, в горах будет сложно. Горы – это другая история. Поэтому на курорте работает своя школа, где обучают, как правильно ездить по пухлому и жёсткому снегу, как правильно «пилить» склон, как разворачиваться и так далее. Курс «молодого бойца» прошли в ней и наши снегоходчики.

– Мы брали двухдневное обучение, чтобы восстановить навыки управления  в горах,  «вкатиться», изучить местность, – продолжает беседу Владимир Сухих. – Чтобы получить базовую практику, двух дней обучения достаточно, а дальше нужно отрабатывать полученные навыки, повышать мастерство. И тут всё зависит от райдера: если он ездит часто, то его техника управления будет прогрессировать. А если сделать перерыв длиною в год, наверное, опыт будет несколько утерян.

 

Экстрим на гусеничном ходу

Увлечение горными снегоходами (несмотря на то, что этот вид активности – не из дешёвых) становится всё более массовым. Люди едут туда, где много снега, чтобы «попилить» склоны и вкусить свою эмоцию, получить свою долю экстрима. Едут компаниями – большими и малыми, так как очень важно, чтобы в трудные, а порой – и опасные минуты – рядом был «снегобрат». У снегоходчиков плечо друга, взаимная поддержка – понятия особо ценные.

– Снегоходы – это моя страсть. С помощью этой техники зимой можно поехать туда, куда пешком не дойти, где летом, например, мешает речка – её никак не пересечь. Чувство первооткрывателя – когда видишь чистую снежную целину, следы зверей – приносит непередаваемые ощущения. Плюс неописуемая зимняя красота Удмуртии. Путешествовать по нашей республике на снегоходах – одно удовольствие. Мои любимые места для катания – Шарканский район в сторону Перми – там много различных склонов и снега почему-то больше, чем в других районах. Нравится маршрут от Ижевска до Селтов. Интересен Каракулинский район, территория дер. Усть-Бельск, – говорит Владимир Сухих.

По мнению Алексея Малюка, горный снегоход позволяет более широко взглянуть на потенциал, на способности человека. И для него езда на «горнике» – это, однозначно, вызов, ведь в этом виде активности важна не физическая подготовка, а трезвое мышление, разум, сознание. Для Фарита Губаева такой вид отдыха в первую очередь – это адреналин, экстрим, который даёт хорошую моральную разгрузку после рабочих будней. Ежегодно с компанией он катается на снегоходах на Северном Урале, в районе плато Кваркуш. И мечтает съездить в Казахстан, в район Усть-Каменогорска, где красивейшая природа, фантастические виды и отличные места для катания.  Иван Черезов отмечает, что процесс, когда ты «плывёшь» в снегу, управляешь снегоходом не за счёт руля, а благодаря балансу тела, газу, тормозу, приносит невероятный восторг, кайф, наслаждение.

 

Летом ждём зиму

В Приисковом наши снегоходчики провели шесть дней. После первых двух, «школьных», последовали четыре полных дня активного катания. Уставали сильно – даже у такого именитого спортсмена, как Иван Черезов, после первого дня проката с непривычки, из-за напряжения огромного количества мышц, болела спина… Тем не менее вся наша команда получила непередаваемые эмоции от катания. Это то, за чем, собственно говоря, и едут на этот курорт фрирайдеры со всего мира.

– Моё самое яркое впечатление – это нестандартная обстановка, красивая, но суровая природа, перевалы… Интересная, дружная компания: у наших «снегобратьев» можно многому научиться. Это эмоции от того, что я смог освоить первоначальный курс молодого бойца, испытал в горах снегоход BRP – эта компания действительно делает очень хорошую, надёжную технику. В целом впечатления бомбические. Поездка однозначно получилась, – резюмирует Алексей Малюк.

– В Хакасии – невероятные ощущения от того, что ты полностью можешь отдаться катанию. После этого начинаешь понимать, как правильно стоять на снегоходе, как управлять газом, тормозом. Как должен быть расположен руль…. Это всё познаёшь только на практике, – поддерживает своего «снегобрата» Иван Черезов.

Вернувшись из Приискового, все «снегобратья» ещё долго обсуждали поездку, мечтали о том, что в 2020-м хорошо бы съездить туда ещё раз – уже на закрытие катального сезона. И мечтали о наступлении… следующей зимы.

– Для нас, снегоходчиков, зима приобретает совершенно иной смысл. Вроде надо радоваться, что лето скоро. Но мы его проводим в разговорах об экипировке, снаряжении, снегоходах. А ведь ещё недавно многие стремились зимой уехать в тёплые страны, – дополняет Владимир Сухих. – Но езда на снегоходе – это другой драйв и другие эмоции. 90% людей, попробовав его один раз, «заражаются» этим видом активности на всю жизнь.