Транзитивный и гибкий таким аналитики видят главный финплан страны-2021. Проект бюджета на новый годовой период верстался под прессом внешних шоков, в условиях размытости перспектив. В итоге представлен, как говорят эксперты, «бюджет в затянувшемся прыжке». Доходы будут пока ниже докризисных, расходы не успеют откатиться к средним показателям последних лет. Оценка ключевых параметров федерального и регионального документов – в нашем материале. 

Анатолий Строков, заместитель председателя правительства УР:
– На сессии Государственного Совета УР 15 декабря принят закон о бюджете республики на ближайшие три года. При прогнозе доходов в 76,5 млрд руб. расходы бюджета запланированы в объёме 76,7 млрд рублей. Дефицит бюджета в 230,9 млн руб. обеспечен источниками финансирования и соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Формирование проекта бюджета осуществлялось в новых экономических условиях, на фоне ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В этом отношении в планируемом трёхлетнем периоде 2021 год станет годом адаптации бюджетной системы к преодолению последствий, связанных с пандемией.

Структура бюджета в целом сохранена. Традиционно наиболее финансово ёмкий блок – социальный. Более 70% расходов планируется направить на выплату заработной платы, реализацию государственных функций в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и спорта. В объёме 12,8 млрд руб. предусмотрены расходы на оказание мер социальной поддержки, обязательное медицинское страхование безработных граждан – 7,2 млрд руб., обеспечение льготных категорий населения лекарственными препаратами – 693,4 млн рублей.

Пятая часть расходов будет направлена на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики. Так, на государственную поддержку агропромышленного комплекса запланировано 2 млрд рублей. Напомню, что следующий год объявлен главой Удмуртии Александром Бречаловым Годом села. Кроме того, 7,1 млрд руб. будет направлено на развитие дорожного хозяйства. На строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры планируется направить 4,7 млрд рублей.

Начиная с 2019 года значимое направление расходов – реализация национальных проектов. В целом на их реализацию на территории республики в бюджете 2021 года предусмотрено 10,2 млрд руб., из которых большая часть – 7 млрд руб. – средства федерального бюджета. Указанные средства обеспечивают реализацию в республике 38 федеральных проектов.

Что касается специфики бюджетного планирования, то с 2017 года при формировании основных характеристик проекта бюджета применяется подход «без завышенных ожиданий», то есть исходя из реально располагаемых доходов бюджета. Это позволяет минимизировать риски разбалансированности бюджета в процессе его исполнения и обеспечивает возможность корректировки бюджетных назначений в сторону увеличения при улучшении макроэкономических показателей и поступлении дополнительных доходов.

Владимир Невоструев, председатель Госсовета УР:
– На сессии Госсовета в окончательном чтении принят закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». При его подготовке была проведена напряжённая и ответственная работа в тесном взаимодействии главы республики, правительства и депутатского корпуса.

В Государственном Совете в постоянных комиссиях и депутатских фракциях подробно рассматривали каждое направление. Итогом этих обсуждений стали более 540 поправок, внесённых ко второму чтению законопроекта о бюджете. Абсолютное большинство поправок было одобрено, и доходная часть бюджета к окончательному чтению увеличилась на 10,56 млрд рублей. Расходная часть выросла на 10,77 млрд рублей. Надо отметить, что объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета в следующем году составит 24,5 млрд рублей.

Финансовые средства прежде всего будут направлены на безоговорочное выполнение всех социальных обязательств и поддержку граждан. В приоритете также остаётся обеспечение выполнения национальных проектов.

Принятый бюджет имеет социальную направленность, но, тем не менее, мы будем стараться вносить изменения, чтобы поддержать наиболее нуждающиеся направления. В первую очередь будем изыскивать дополнительные возможности для поддержки села, потому что следующий год в республике объявлен Годом села. По комплексному развитию сельских территорий необходимо работать с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Также хотелось бы большего финансирования для дорожного строительства. Кроме того, в сложившейся ситуации по коронавирусу остаётся приоритетным направление поддержки здравоохранения. Думаю, что эти все важные вопросы в течение года будут ещё корректироваться, и будем изыскивать возможность для дополнительного финансирования.

Павел Новгородцев, заместитель главы администрации Ижевска – начальник управления финансов:
– Формирование проекта бюджета осуществлялось в новых экономических условиях, складывающихся на фоне ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции и принятием мер по устранению её последствий.

Негативные экономические последствия, связанные с введением карантинных мер, начали проявляться к концу первого квартала 2020 года, что, в свою очередь, отразилось на наполнении доходной базы бюджета. Приостановка деятельности предприятий, организаций и бизнеса непосредственно отразилась на налоговых поступлениях.

Кроме этого, на степень падения доходов повлияло и принятие антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса, а также оказание помощи пострадавшим секторам экономики в виде отмены налогов за II квартал, предоставления отсрочек и переноса платежей на 2021 год. В совокупности бюджет города Ижевска по итогам года недополучит порядка 500 млн рублей.

Между тем возросшие незапланированные бюджетные расходы, направленные на борьбу с последствиями распространения коронавирусной инфекции, привели к возникновению дефицита бюджета.

На фоне снижения доходной базы и увеличения расходов городом принято решение о привлечении кредитов для покрытия дефицита.

Одновременно в течение года администрацией города велась работа по снижению расходов на обслуживание муниципального долга. В 2020 году в результате рефинансирования кредитного портфеля по более низким процентным ставкам средняя процентная ставка снижена с 7,53% до 5,55% годовых. Экономия бюджетных средств за год составила 90 млн рублей. В планируемом трёхлетнем периоде 2021 год будет годом адаптации бюджетной системы по устранению указанных последствий в посткоронавирусный период, и уже очевидно, что его исполнение будет делом непростым.

Администрация города в 2021 году продолжит работу по привлечению дополнительных доходов – это вовлечение в налоговый оборот неучтённых объектов недвижимости и земельных участков, получение доходов от продажи неиспользуемого муниципального имущества, выявленного в результате инвентаризации, продолжение работы с неформальной занятостью населения, с задолженностью по доходам в бюджет города.

Бюджет на будущий год и плановый период сформирован реалистично, все основные обязательства непременно будут исполнены. При этом его расходы, как и в прежние годы, останутся социально ориентированными: заработная плата в бюджетной сфере, строительство и ремонт детских садов и школ, поддержка многодетных семей и представителей старшего поколения.

Параметры проекта бюджета на 2021 год с учётом межбюджетных трансфертов на сегодняшний день сложились следующим образом: доходы – 11 млрд 777 млн руб.; расходы – 11 млрд 931 млн руб.; дефицит – 154 млн руб. (планируется обеспечить переходящими остатками за счёт средств проекта «Большой ремонт», которые будут направлены на те же цели – ремонт объектов социальной сферы).

После принятия Закона о бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также по результатам Согласительной комиссии Гордумы Ижевска в проект будут внесены соответствующие изменения.               

Екатерина Косарева, управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult:
– Всем понятно, что пандемия внесла коррективы в бюджетную политику России. В прогнозах 2020–2022 годов показатель был профицитным на 0,2–0,8% от ВВП. Но, согласно новому документу, 2021 и последующие два года станут дефицитными официально. В 2021–2023 годах экономика будет работать на сокращение разрыва между доходами и расходами государства, возникшего из-за кризиса и усугублённого пандемией. В наступающем году дефицит составит 2,75 трлн руб., в 2022-м – 1,25 трлн, в 2023 году – 1,75 трлн рублей.

В бюджете появился пункт «Общенациональный план по восстановлению экономики», по нему направят около 639 млрд рублей. Средства будут освоены в целях поддержки малого бизнеса, снижения уровня безработицы в стране.

Кроме того, есть ещё один фактор. Цена за баррель в бюджете на 2021 год прогнозируется на уровне $45,3. Это значит, что вырисовывается ещё большая зависимость пополнения от прямых продаж энергосырья и от дальнейших решений ОПЕК+.

Специфика нового бюджета понятна. В ключевом документе уделено много внимания поддержке регионов на фоне коронакризиса. К собственным доходам субъектов страны добавят почти 3 трлн руб. из федерального бюджета.

Александр Цыганов, д. э. н., профессор, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ (Москва):
– Специфика, связанная с CОVID-19, будет отражаться на бюджетной политике как прямо, так и косвенно. В первом случае мы говорим об усилении финансирования здравоохранения, перераспределении средств на инфекционные больницы и отделения, разработку, испытания и производство вакцин.

Очевидно, что в главном финансовом документе страны учтены налоговые потери, связанные с падением деловой активности и локдауном весны 2020 года, а также снижение цен на нефть и газ. Важно, чтобы ещё более учитывались меры поддержки бизнеса, финансируемые бюджетом. Кроме того, нужно наращивать финансовую подушку для социальных программ. Например, по детским выплатам. На мой взгляд, если мы говорим о социальных приоритетах, нужна поддержка программы льготной ипотеки. Помимо того, что она имеет социальный и экономический эффект, этот инструмент также протягивает руку помощи строительному комплексу, смежным отраслям. Это ещё и механизм сохранения сотен тысяч рабочих мест.

Если посмотреть на бюджетную специфику, увидим, что определённое лобби эта и другие программы в главном документе получили. В целом бюджетный процесс должен быть ориентирован на новую реальность, решать задачи по балансировке доходов и расходов в условиях коронакризиса.

Никита Донцов, политтехнолог, руководитель Коммуникационной Группы «Влияние» (Санкт-Петербург):
– Для оценки бюджета 2021 года необходимо понять общую конъюнктуру: в 2021 году пройдёт масштабный электоральный цикл. Выборы в Государственную Думу требуют стабильной ситуации в обществе, если мы говорим о цели получения хороших результатов голосования.

Кроме федеральных выборов, во многих регионах пройдут региональные (выборы в Законодательные собрания и областные думы), выборы губернаторов, а также выборы муниципальных депутатов. Концентрация руководства страны очевидна, фокус делается на поддержании уровня лояльности граждан. Соответственно, госзадача – максимально сгладить в обществе ощущения мирового кризиса. За счёт чего? «Нового» характера бюджета. Многие прежние траты урезаются, например, по институтам развития, федеральным подведомственным организациям, а также по кадровым вопросам, где удар направлен прежде всего на сокращение штата чиновников.

Мы видим, что главное «бюджетное правило» сместилось в сторону сохранения социальных гарантий. Именно поэтому бюджет-2021 можно назвать предельно социально ориентированным. Эта «опция» поставлена, пожалуй, на самый возможный максимум.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).