Мода – дама переменчивая. В том числе и в отношении мужчин. Бороды испокон веков на Руси носили повсеместно. Потом они запрещались государством, в прошлом веке – отрицались обществом и были элементом отдельных субкультур. Но в последнее время снова стали необычайно популярными. Чем же обусловлен этот «бородатый» тренд?

Бородатые персоны

Среди известных бородачей Удмуртии сегодня – политики и бизнесмены, представители науки, культуры, искусства, ресторанного бизнеса, индустрии красоты и т. д. В текущем году на публике с бородой появился экс-глава Сарапула Александр Ессен. Лёгкая щетина отмечена на свежих фото бизнесмена Андрея Осколкова. Борода является постоянным атрибутом облика директора АО «Парки Ижевска» Сергея Буторина, директора АО «Датабанк» Андрея Пономарёва и начальника отдела по работе с клиентами этого же банка Анатолия Дмитриева. В IT-сфере известные бородачи – основатели компаний «МАРК-IТТ» и «Пиком» Александр Ермолаев, Григорий Коган, генеральный директор «ЦВТ» Олег Вылегжанин. Знатные владельцы этого аксессуара – историк Евгений Шумилов, краевед Сергей Жилин, сооснователь Ассоциации развития города Ижевска (АРГО) и Всероссийского форума Живых городов Лев Гордон и другие.

Григорий Коган

Директор компании «Пиком» Григорий Коган – владелец солидной бороды с «увесистым» стажем. По его собственному признанию, обзавёлся данным аксессуаром давно, в возрасте 20 лет. Изначально – из-за отсутствия возможности бриться несколько недель. А потом – уже вполне намеренно.

– Когда я стал носить бороду, это не было модным явлением. Поэтому я ни на кого не ориентировался – это было потребностью, так мой внешний образ больше гармонировал с внутренним, – комментирует Григорий. – Бороду я считаю индивидуальным атрибутом. Но в последнее время растительность на лице вошла в моду, и типовые бороды, производимые барбершопами, свидетельствуют, на мой взгляд, лишь о том, что люди стремятся к тому, чтобы быть в тренде, мейнстриме.

Начало «бородатому» стилю генерального директора «ЦВТ» Олега Вылегжанина было положено более десяти лет назад – сначала, как у многих, из любопытства.

Олег Вылегжанин

– Для меня как новичка было очень удивительно, что уход за бородой требует много времени и сил. И на каком-то этапе я её сбрил. Но супруга и дочери сказали, что с бородой я выгляжу гораздо интереснее. С тех пор семья запрещает мне сбривать бороду – приходится слушать женщин. (Улыбается.) Но, естественно, я бы не стал этого делать, если бы сам не считал, что этот аксессуар мне во многом нужен, – комментирует Олег Вылегжанин.

Победитель в номинации «Приз зрительских симпатий» всероссийского фестиваля «Борода Поволжья 2018», основатель мужского клуба «Бритва» Евгений Меркулов вполне может претендовать на звание обладателя самой ухоженной и окладистой бороды в Удмуртии. Несмотря на то, что окружающие порой удивляются обильной растительности на лице и задают разные вопросы, он чувствует себя в таком облике привычно и комфортно. Хотя и признаётся, что длинная борода порой доставляет определённую толику хлопот: недавно, к примеру, она вспыхнула при работе в кузнице.

Евгений Меркулов

– С друзьями – в Удмуртии есть отличная команда бородачей – мы ежегодно посещаем всевозможные фестивали и конкурсы, занимая на них призовые места. В этом году, к сожалению, такие мероприятия не проводились, но мы очень хотели бы на них побывать, так как там собирается своеобразная тусовка людей, близких по духу, чтобы пообщаться, выпить бокал хорошего пива. Для них борода – это не дань моде и не способ выделиться либо повысить свою социальную активность, а внутренняя потребность, – подчёркивает Евгений Меркулов.

В мужской атмосфере

Возросшая популярность бороды послужила началом для отрасли барбершопов. Сегодня в Ижевске предостаточно салонов для мужчин – как концептуальных, с вышколенным персоналом, где уход за волосами и бородой подразумевает определённый ритуал, так и совсем недорогих, напоминающих по интерьеру и услугам парикмахерскую. Среди носителей растительности на лице есть как те, для кого поход в барбершоп – это способ пообщаться, провести время в особой атмосфере, так и отрицающие данный формат индустрии услуг.

– Я бороду практически всегда подравнивал сам, а весной в условиях самоизоляции совсем перешёл на домашнее обслуживание. К идее барбершопов как клубов, где мужчины могут расслабиться и поговорить о своём, отношусь крайне скептически. Я в парикмахерскую иду подстригаться, а не пить кофе и разговоры разговаривать. И в этом случае хотел бы, чтобы меня обслуживал профессионал, парикмахер по призванию, а не вчерашний бармен и завтрашний кальянщик. И да, я не против, чтобы это была женщина. Почему вдруг оказалось, что мужчин должны подстригать только мужчины? – выражает свою точку зрения Григорий Коган.

Олег Вылегжанин, по его признанию, тоже выполняет рутинные процедуры по уходу за бородой дома. А барбершоп посещает один два раза в месяц – для того чтобы скорректировать форму.

– Я не считаю себя фанатом в вопросах ухода за бородой. Но при этом понимаю, что меньше времени уделять не получится, иначе будет не тот результат, который мне нужен. На ежедневные утренние манипуляции с бородой я затрачиваю минут 15 – нужно отследить её форму, контуры, степень ровности, использовать специальные масла. Это целый ритуал, который дисциплинирует. Завершив его, ты выходишь из дома с чувством, что сделал важное дело, это настраивает на серьёзный лад, – говорит Олег Вылегжанин.

В то же время большинство специалистов полагают, что уход за растительностью на лице лучше доверять профессионалам – стильная борода, чтобы выглядеть опрятно и дорого, требует внимания.

Евгений Головизнин

– У каждого барбера существует своя формула бритья. Когда я оформляю бороду, то сначала работаю триммером на сухой волос. После того, как практически получил нужную форму и осталось сбрить мелкие волоски, наношу масло, крем, чтобы охладить кожу. После крема – горячий компресс, чтобы распарить кожу. Затем брею, после чего использую холодный компресс для закрытия пор. На финише – лосьон после бритья. Если у клиента длинная борода, то необходимы бальзам или масло, – рассказывает ижевский барбер Евгений Головизнин.

Для многих мужчин, носителей растительности на лице, главный вопрос при посещении барбершопа – как найти Своего (с большой буквы) первоклассного барбера. Директор АО «Парки Ижевска» Сергей Буторин носит бороду более пяти лет. В настоящее время на уход за ней он тратит порядка пяти минут в день – чтобы расчесать, уложить. При этом не использует кремы и масла. Как и среднестатистический бородач, примерно раз в месяц ходит в барбершопы, но пока до сих пор находится в поисках своего идеального мастера.

Сергей Буторин

– Мне нужен специалист, который не подстригает автоматически, а думает, анализирует рост и густоту волос и, исходя из этого, выполняет работу. В настоящее время у меня есть несколько мастеров, которые более или менее справляются с частью задач. К примеру, один хорошо оформляет бороду, но при этом меня не устраивает, как он выполняет стрижку, и за этой услугой я вынужден идти в другую парикмахерскую, – делится Сергей Буторин.

У представителей барберов есть свои рекомендации по тому, как найти хорошего специалиста.

– Квалифицированный мастер должен провести анализ строения черепа, типа лица, структуры волос. Уже исходя из этих параметров – подобрать стрижку, объяснив при этом клиенту, чего он хочет добиться, – объясняет Евгений Головизнин. – Все движения барбера должны быть чёткими, отточенными, выверенными. Если он берёт прядь волос в руки, а вы не чувствуете натяжения, это тоже минус его квалификации. По завершении ухода обратите внимание, какой стайлинг использует специалист, и объяснил ли он, почему применяет именно то или иное средство. И ещё, если специалист начинает вам навязчиво рекламировать конкретное средство, это тоже играет не в его пользу.

На острие бритвы

Тем, кто решил заняться уходом за бородой собственными силами, специалисты рекомендуют выделить достаточное количество времени и раз за разом совершенствовать своё мастерство в процессе тренировок у зеркала. Также потребуется минимальный набор инструментов – триммер и шейвер. Стоимость профессионального триммера в настоящее время колеблется в районе 11–14 тыс. рублей, поэтому, как советуют барберы, можно приобрести инструмент для домашнего использования за 2–3 тыс. рублей. При этом важно изучить информацию о фирме-производителе, в таком триммере должно быть большое количество насадок – на 3, 6, 9 и 12 мм, как минимум. Также в домашнем арсенале для ухода должны быть длинная расчёска, желательно гребень, лосьон или крем после бритья, и в том случае, если борода длиннее двух сантиметров, ещё и масло, чтобы волос лежал ровно.

А Евгений Меркулов, наверное, единственный в Ижевске, кто самостоятельно точит опасные бритвы: один раз эта операция выполняется вручную, на камнях, а всё остальное время инструмент правится на кожаном ремне.

– На сегодняшний день в мире всего два производителя опасных бритв – Th iers Issard во Франции и Dovo в Германии, и дешевле 8 тыс. рублей такую бритву не купить. Dovo в настоящее время я не рекомендую из-за низкого качества. А входная цена Th iers Issard на российский рынок для многих будет высоковата: самый простой экземпляр обойдётся в 15–16 тыс. рублей, – рассказывает Евгений. – Поэтому я предлагаю другой вариант: в коллекции нашего частного музея бритв есть шаветки, можно их взять, попробовать, набить руку, а потом приобрести свой инструмент. Вообще, научиться пользоваться опасной бритвой, в принципе, не сложно. Для начала – делайте это в выходной день, не торопясь. Превратите рутину в приятный для себя ритуал. Ведь именно за ритуалом, за ощущениями многие и приходят в барбершоп.

От внешнего вида – к психологии и продвижению

Зачем сегодня мужчины стали снова уделять такое повышенное внимание бороде? Что это – дань моде, стремление выглядеть круто и стильно, попытка увеличить свой авторитет, в том числе перед прекрасным полом? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет ни у кого.

– Борода не может решить проблему отсутствия мужественности, характера, решительности, если этого нет в человеке. Это не способ придания значимости, а, скорее, показатель того, как мужчина к себе относится. Если у человека солидная, ухоженная борода, я практически со 100%-ной уверенностью могу предположить, что он ответственно относится и к себе, и ко всему тому, чем занимается, будь то бизнес, работа или какая-то другая деятельность. Ну а если борода – так себе, то, скорее всего, у её носителя дела складывают не очень. Об этом говорит мой жизненный опыт, – рассуждает Олег Вылегжанин.

Однако врач-психотерапевт Виталий Ерёмин придерживается немного иной точки зрения.

– Сегодня мужчина стремится реализовать себя любыми способами – за счёт работы, увлечений, заработка. И, в том числе, – благодаря внешнему виду. В последнее время эта тенденция усилилась. Ведь носитель бороды автоматически получает бонус в виде внешнего атрибута мужественности. Это один из самых лёгких, универсальных способов продемонстрировать свою силу, брутальность (женщине всегда интересно иметь рядом с собой такого спутника). И, как ни странно, окружающие реагируют на этот аксессуар. Отрастить бороду – это, по сути, то же самое, что и приобрести хороший автомобиль. В этом случае её владелец в глазах других людей автоматически начинает выглядеть более весомо.

Борода переживает очередной всплеск популярности, подтягивая за собой в топ другие направления – барбершопы, производство средств по уходу, профессионального инструментария, оказание дополнительных услуг и так далее. По мнению Сергея Буторина, эта модная тенденция могла бы сегодня сработать и в интересах развития региона в целом.

– В крупных российских городах профессиональные сообщества процветают, постоянно проводят конкурсы, соревнования, выставки, где участвуют мастера, представляется косметика. В Удмуртии есть барбершопы с красивой обстановкой, стильными пространствами, но я не вижу в них комьюнити, следования трендам. У нас нет никаких конкурсов, мероприятий. Тема бородачей должна стать некой комьюнити-историей, которая тоже сможет работать на имидж нашего региона. И я надеюсь, что так оно и будет, если в республике появятся лидеры, которые будут заинтересованы в реализации таких проектов, – говорит Сергей Буторин.

 

Поклонников растительности на лице всех возрастов и профессий становится всё больше. В текущем году федеральная сеть барбершопов на основе данных своей внутренней аналитики составила рейтинг самых бородатых городов-миллионников России.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).