Блокировка «Телеграмма»: какие альтернативные мессенджеры можно использовать

«Роскомнадзор» пытается заблокировать Telegram. Но от активных попыток блокировки ресурса его популярность только набирает обороты. Каждый месяц его использует около 180 млн активных пользователей. На волне проблем, с которыми столкнулись пользователи после конфликта руководства мессенджера и федеральной службы, мы собрали пять альтернативных вариантов. Рекомендации даёт генеральный директор компании SkySoft Дмитрий Нор.

Мессенджеры играют важную роль в деловой среде. Они намного упрощают общение как с партнёрами, так и внутри компании. Дозвониться иногда бывает сложно: человек занят, на встрече, не в офисе, у его телефона разрядился аккумулятор. С помощью мессенджера можно избежать этих проблем, сообщение в любом случае увидят.

Мессенджеры удобны, когда в беседе участвует клиент (или несколько его представителей) и подрядчик. К примеру, наша компания использует мессенджеры при разработке продукта для клиента. С ним обычно общается менеджер, который не очень глубоко разбирается в технической части, а имеет только общее представление. Если надо углубляться в нюансы, то в беседу подключается разработчик с нашей стороны и технический специалист со стороны клиента.

Для внутрикорпоративной переписки в основном используются интранет-системы наподобие Битрикс24 или разрабатываются собственные продукты. Там есть вся информация о клиентах, сотрудниках, история сообщений. Второй вариант дороже и часто подходит компаниям, где бизнес-процессы построены не как у всех, и стандартных систем оказывается недостаточно. Telegram больше нужен компаниям с большим потоком клиентов, например, это банки, крупные интернет-магазины и другие. Под мессенджер можно «написать» чат-боты, которые будут отвечать на стандартные вопросы клиентов и справляться с высокой нагрузкой из-за быстродействия систем.

Вероятность, что в России перестанет функционировать Telegram, невысока. Несмотря на то, что страна во всех сферах идёт по пути импортозамещения, подобных по популярности продуктов нет. Для разработки такого IT-продукта необходимо хорошее инвестирование. Для личных переписок я чаще всего использую WhatsApp и Viber. Помимо этих коммуникационных ресурсов существует масса приложений, которые также обладают похожим функционалом с Telegram. Главное – определить, какие из функций необходимы компании.

Топ-5 альтернативных вариантов от Дмитрия Нора:
  1. Вместо Telegram внутри компании мы пользуемся Slack. Это популярный корпоративный мессенджер, который существует с 2014 года. Многие позиционировали его как: «убийцу Skype и внутрикорпоративной электронной почты». В нём можно создавать общие каналы, приватные группы и общаться через личные сообщения. Сервис успешно поддерживает интеграцию с 100 сторонними сервисами.
  2. Если хочется протестировать российские разработки, то для этого подойдёт Dialog messenger. Этот кроссплатформенный мессенджер для командной работы можно установить на внутренний сервер организации. Он поддерживает глубокую кастомизацию – настроить можно практически все функции, а резервное копирование файлов и истории сообщений поможет избежать непредвиденных обстоятельств, встроенная записать разговоров – не забыть о каких-либо задачах или встречах. Для корпоративной коммуникации разработана версия Dialog Corporate Solution.
  3. Мессенджер Fleep часто сравнивают с популярным Telegram. Он считается неплохим сервисом для корпоративной беседы с командой, партнёрами и клиентами. Его интеграция с email-системами позволяет вести переписку с человеком, который ещё не зарегистрирован в Сети. В остальном функционал практически не отличается. Единственное, чат-боты он не поддерживает – только живое общение с клиентами.
  4. Hangouts – разработка Google, которая чаще всего используется для бизнес-коммуникации. Несмотря на то, что все приложения схожи по функционалу, здесь активные пользователи отмечают практичность в проведении видео-, телеконференций, презентации продуктов и документов в режиме онлайн. Для участников из любой точки мира разработчики предоставляют хорошее качество звука и изображения. Часто используется для вебинаров, например, по маркетингу или продажам.
  5. В WorkonFlow можно создавать документы, функционал которых меняется в зависимости от темы канала общения: заявка, обращение, проект или задача. Поэтому в отдельном чате можно обсуждать, например, только сделки и др. Кроме того, с контагентами можно общаться через электронную почту или даже телефонию. Поля – ответственный, бюджет и связь с клиентом, дедлайн, приоритет помогут всегда контролировать процесс той или иной задачи.

Комментарии экспертов «Деловой Репутации»

Олег ВЫЛЕГЖАНИН, директор и владелец ООО «Центр высоких технологий»:

Для нашей компании Telegram являлся одним из инструментов для коммуникации. Такую популярность в своё время он завоевал по одной простой причине – стабильная работа в зонах с доступом протокола E, в отличие от остальных мессенджеров. Моё знакомство с ним началось в таких же условиях – при неустойчивой связи он достаточно хорошо передавал текстовые сообщения. Стоит отметить, что Telegram грамотно спроектирован с точки зрения пользовательского интерфейса. Сейчас нужно признать, что все мессенджеры подтянулись, и теперь сложно понять, кто фаворит с точки зрения юзабилити. За этот период он охватил большую долю рынка, особенно привыкли представители бизнеса, которым важна скорость передачи текстовой информации и конфиденциальность передаваемых данных. Но сегодня спектр коммуникационных продуктов настолько велик, что закрытие Telegram не станет проблемой для пользователей – бизнес найдёт другие площадки для общения.

В нашей компании множество проектов, в том числе связанных с документооборотом и презентациями, часто для этого мы используем Skype, особенно для общения с отдалёнными заказчиками. Он, на мой взгляд, лидер в речевой и визуальной коммуникации. Но спроектирован Skype, прежде всего, для декстопов, и раньше достаточно плохо работал на мобильных платформах.

Для коммуникации внутри компании мы используем множество приложений, например, Slack, Viber, WhatsApp.  Кроме того, есть важные вопросы, которые необходимо задокументировать. Для этого не нужно недооценивать электронную почту как инструмент коммуникации.  На самом деле публичных сервисов намного больше, чем многие знают.

Григорий КОГАН, директор Программно-информационной компании «Пиком»:

– Вероятность полного закрытия Telegram в России не нулевая. Парадокс ситуации в том, что многие чиновники сами активно использовали его в работе – как в Удмуртии (например, Министерство информатизации и связи УР через чат «Информатизация в УР» поддерживало взаимодействие с участниками отрасли), так и на федеральном уровне (вспомним сорвавшуюся из-за блэкаута Telegram конференцию Пескова). Но обе стороны – Роскомнадзор и Павел Дуров – поставили себя в такое положение, что вынуждены продолжать следовать определённой логике поведения, которая неминуемо ведёт к нежелательному для обеих сторон финалу.

Популярность того или иного продукта возникает как благодаря его функционалу, так и просто вследствие моды. Telegram имеет ряд интересных отличий, но основной функционал коммуникаций реализуют все мессенджеры. А повышенная защищённость переписки, если уж откровенно, волнует меньшинство. Большинство начинает пользоваться тем мессенджером, который уже используют их друзья и партнёры.

В России случилось так, что только Telegram стал модным феноменом. Во-первых, имидж Дурова передался его новому продукту (никакой другой мессенджер в России не ассоциируется с какой-то конкретной персоной, хотя, например, разработку WhatsApp с первых версий ведёт программист из Ижевска). Поэтому вокруг Telegram сложилась аура самого продвинутого и вместе с тем немного фрондёрского продукта, что приятно подогревает самолюбие его пользователей. Во-вторых, Telegram претендует на большее, чем просто коммуникатор, – он растёт в сторону соцмедиа-платформы. Поэтому он постепенно начал занимать нишу места сбора коммуникационно-активных пользователей.
За соцмедиа функцией пользователи Telegram могут вернуться к FB и VK, так как большинство каналов обычно дублируются хотя бы в одной соцсети. Для личного общения подойдёт любой из популярных мессенджеров – тут опять же усилятся позиции не только WhatsApp, Viber или Skype, но и тех же двух соцсетей. Кто-то, возможно, стряхнёт пыль с ностальгической «аськи», но пока там нет критической массы пользователей. Для делового общения есть специализированные коммуникаторы – Slack и его конкуренты – очень удобные, но не бесплатные. И, конечно, платформы коллективной работы, типа Битрикс24, продолжат развиваться. Основной тренд их развития будет в сторону конвергенции коммуникативных и управленческих функций – кто предложит удобный вариант этого, тот выиграет.

Читайте также: