АвтоРывок

Финалом первых месяцев 2018 года для России оказался рывок продаж автомобилей. По мнению агентства «Автостат», он стал впечатляющим моментом для рынка, «уставшего от плохих новостей»: за два месяца российская автоиндустрия выросла на 27,5%. Однако некоторые эксперты считают, что торопиться с оптимистичными выводами не следует. 

Успехи на первичном рынке

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2017 году в России было продано  18,8 тыс. новых легковых авто, что на 15% больше по сравнению с 2016-м (15,9 тыс.). Наиболее популярным для Удмуртии автомобилем стала Lada, значительно опередившая конкурентов по количеству приобретённых в 2017 году автомобилей (8 330). В тройке лидеров среди моделей ожидаемо Lada Vesta и Lada Granta в кузовах седан и лифтбек (на первом, втором и третьем местах соответственно). Также в списке наиболее распространённых марок на региональном авторынке оказались Renault, Hyndai, KIA, Volkswagen, Toyota, Nissan, Chevrolet, Datsun и Skoda.

Как констатирует «Автостат», по-настоящему успешным прошедший год стал и для региональных дилеров автомобилей премиум-сегмента. Так, в общей сложности в 2017 году в Удмуртской Республике было приобретено 688 автомобилей премиум-класса, что на 54 авто больше, чем годом ранее. Таким образом, по сравнению с 2016 годом продажи в высокой ценовой категории возросли на 8,5%.

Первым в списке наиболее популярных иномарок премиум-класса в Удмуртии стал Lexus. Однако, несмотря на лидирующую позицию этой марки второй год подряд, в 2017 году было продано на один Lexus меньше, чем в 2016-м (193 и 194 авто соответственно, без учёта нескольких автомобилей, которые отправились в другие регионы). А вот дилер BMW, напротив, повысил свои показатели на 14,5%, продав 174 легковых транспортных средства, в то время как за 2016 год было реализовано лишь 152 автомобиля.

Ещё более продуктивным этот год стал для марки Mecedes. За 2017 год в Удмуртии было приобретено 123 таких авто, что на 132% больше, чем годом ранее. Для Audi этот год, напротив, оказался не слишком «урожайным»: жители Удмуртии приобрели лишь 100 таких автомобилей, что на 28 штук (или почти на 22%) меньше, чем в 2016 году.  Замыкает пятёрку наиболее популярных в Удмуртии в премиум-сегменте Land Rover. В 2017 году было куплено 36 таких авто (в 2016-м – 31).

По предположению управляющего директора автосалонов «Toyota Центр» и «Lexus» в Ижевске Кирилла Санникова, активный рост продаж 2017-го и начала 2018-го годов обусловлен отсутствием резких скачков в курсе мировой валюты и появлением финансовой стабильности населения. Как следствие – люди стали более лояльно относиться к приобретению авто в кредит.

«ТОП-20 моделей, проданных за 2017 год в Удмуртии, в основном составляют автомобили класса «B», и только два кроссовера, один из которых Toyota Rav4, становятся всё более популярными, – отмечает Кирилл Санников. – Я уверен, что в 2018 году рост будет однозначно выше, чем в 2017-м. К этому располагают локализация на заводах в России, предложение кредитных ставок, сопоставимых со ставками по государственным программам, поддержание программы трейд-ин (выгоды при обмене автомобиля с пробегом на новый)».

Рост продаж машин Lada Кирилл Санников объяснил влиянием программ государственной поддержки автомобильной сферы, которые, заверил он, продолжаются и в этом году. Эксперт добавил, что сегодня хорошие продажи показывает не только Lada, но и такие марки, как KIA и Datsun, которые, кроме государственных программ, предоставляют собственные выгоды. При этом, резюмировал он, сказать, для кого этот год был более успешен – для производителей авто премиум-класса или среднего сегмента, сложно, поскольку рост был у всех.

Не столь радужная «вторичка»

На вторичном рынке разница между числом проданных автомобилей Lada и других марок оказалась ещё более существенной, чем на первичном, – 15 460 авто «ВАЗ» против 3050 Chevrolet, оказавшейся в этом списке на втором месте. При этом следует отметить, что по сравнению с 2016 годом количество приобретённых автомобилей отечественного производства (как, впрочем, и всех остальных) значительно снизилось – почти на 3,5 тысячи. В общей сложности продажи подержанных автомобилей в Удмуртии уменьшились на 12% – с 51,2 до 44,8 тысячи.

Бодрый старт продаж на российском авторынке в 2018 году, пожалуй, внушил оптимизм многим, особенно поклонникам отечественного автопрома, динамика продаж которого оказалась на 37% выше показателей годичной давности. Между тем некоторые представители вторичного рынка считают, что эти новости вовсе не являются поводом для расслабления.

«В этом году мы продали чуть больше автомобилей, чем в прошлом, но не ощутили особой динамики, поэтому говорить об успехах или ухудшениях пока нельзя – обстановка стабильна, – прокомментировал ситуацию коммерческий директор автосалона «UDM-авто» Евгений Изместьев. –  Прошлый год действительно был непростым, однако я не думаю, что 2018-й станет намного лучше. Сложности вторичного рынка объясняются довольно просто. Люди не привыкли к новым ценам на подержанные авто, поэтому свежие машины продаются долго. Автомобили с большим пробегом, требующие технических вложений, также продаются тяжело, поскольку люди учитывают объём этих вложений. Кроме того, здесь нет льготного кредитования, и процентная ставка довольно высока – от 16%, с учётом предоставления целого пакета документов, в среднем ставка по кредиту – порядка 20% годовых. С другой стороны, не стоит забывать про оформление дорогостоящей страховки КАСКО при покупке нового авто – этот фактор уравновешивает цены и ещё раз заставляет покупателя задуматься о том, что же всё-таки выгоднее».

Метафорой, которая сможет описать влияние внешних факторов на эту ситуацию, может служить фигура из фишек домино, находящихся в вертикальном положении: падение одной из них неизбежно повлечёт за собой крах остальных. Аналогичным образом курс доллара, во многом определяющий ценовую политику рынка новых автомобилей, не может не влиять на стоимость подержанных машин. Вопрос стоимости влечёт за собой ещё один нюанс. Человек с доходом немногим выше 20 тыс. руб., коих в республике немало, попросту не сможет позволить себе приобрести одну из самых популярных в Удмуртии иномарок Hynday Solaris, цена которой составляет 800 тыс. руб., или даже отечественный автомобиль Lada Vesta за 650 тысяч. Таким образом, внушительная часть аудитории потенциальных автолюбителей переходит к продавцам подержанных машин, где их, как уже говорилось ранее, ожидает выбор между покупкой более свежего, но дорогого, или более дешёвого авто, требующего технических вложений. Разумеется, каждый пытается найти для себя оптимальный вариант, соответствующий наиболее важным из установленных критериев.

В связи с этим, отметил Евгений Изместьев, наибольшей популярностью сегодня пользуются авто в ценовом сегменте от 200 до 500 тыс. рублей в состоянии «лучше среднего». В основном люди стараются делать покупку за счёт собственных накоплений.

Почему б/у?

Многие жители Удмуртии предпочитают приобретать автомобили на вторичном рынке. И некоторые, отмечает руководитель автосервиса «ГОСТ» Максим Городилов, мотивируют это рядом технических причин.

«Некоторые считают, что лучше приобрести подержанный автомобиль, чем покупать новый, и руководствуются тем, что его хозяин успевает исправить заводские дефекты и прочие недочёты, характерные для новых авто, – говорит Максим Городилов. – Это суждение имеет и обратную сторону. Далеко не факт, что прошлый хозяин должным образом заботился о нём и обращал внимание на поломки. К тому же неизвестно, каким образом эксплуатировался автомобиль. В таком случае главной ошибкой многих людей является то, что они не уделяют должного внимания авто при покупке, довольствуясь лишь внешним осмотром, хотя следует обратиться в сертифицированный автосервис, где квалифицированные специалисты проведут его качественную диагностику. Тем не менее почему-то многие заезжают в автосервис не до покупки, а после».

При этом одним из главных недостатков авто современного производства Максим считает то, что некоторые автопроизводители преднамеренно приобретают ряд комплектующих из дешёвого и недолговечного материала, что впоследствии чревато поломками, требующими дорогостоящего ремонта.

«Я бы посоветовал приобретать автомобили корейского и японского производства – они зарекомендовали себя надёжными и недорогими в обслуживании и ремонте, – резюмирует Максим Городилов. – Однако удешевление производства сегодня присутствует на многих автоконцернах, в том числе таких престижных, как BMW, поэтому от поломок не застрахован никто, даже владелец автомобиля премиум-сегмента».

Читайте также: