Автомобили в условиях дефицита стали более привлекательной инвестицией, чем банковский вклад: не успев появиться, они тут же раскупаются. Производители объявляют о росте цен чуть ли не каждый месяц. О том, как долго продлится дефицит автомобилей, когда ждать стабилизации цен и что сейчас происходит с мировым кризисом полупроводников, рассказали эксперты нашего журнала.

Николай Баранов, генеральный директор клубного автосервиса «Детали» (Москва):
– В 2021 году автомобиль снова становится объектом вложения денежных средств. По крайней мере, об этом говорит статистика. Основной  причиной такой ситуации стали достаточно заметный рост цен от автопроизводителей и желание реализации «отложенного» спроса.

Исторически явным лидером продаж выступает продукция от отечественного производителя. В лидерах – АвтоВАЗ, однако фактически без кардинального обновления модельного ряда и запуска радикально новых предложений. За январь-сентябрь 2021 года реализовано 268 849 автомобилей, что на 18% больше аналогичного периода 2020 года (227 661 авто). Ситуация объясняется относительно низкой стоимостью продукции и достаточно высокой ремонтопригодностью, особенно в регионах.

Покупатель «голосует» рублём за относительно недорогие авто, жертвуя при этом показателями комфорта, безопасности и надёжности. Этот тренд явно пропустили мимо своего внимания автомобильные маркетологи ведущих производителей. Если обратиться к истории, то в послевоенной Европе массовая автомобилизация стала возможной только за счёт выпуска бюджетных автомобилей.

Два «зонтичных» бренда – Kia и Hyundai – по суммарным продажам обгоняют лидера российского рынка. Продажи Kia с начала 2021 года увеличились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и составили 159 729 автомобилей. Рост Hyundai достиг 16% – 132 183 авто в 2021 году против 114 013 в 2020-м. Вплотную к ним примыкает продукция Renault – продажи в 2021 году выросли на 12% (98 501 автомобиль). При этом, как ни удивительно, продукцию марки Nissan в России выбрали 35 796 покупателей, что на целых 12% ниже показателей 2020 года (40 535 автомобилей).

Достаточно стабильные показатели по-прежнему демонстрирует продукция Volkswagen. В лидерах остаётся Skoda, и это невзирая на то, что ещё в своё время мы воспринимали её как «почти Volkswagen, но дешевле». Продажи авто марки Skoda за январь-сентябрь составили 72 647 машин, что на 11% выше уровня аналогичного периода 2020 года. В целом продажи Volkswagen достигли 72 438 автомобилей, что примерно соответствует уровню предыдущего года с 70 870 авто (+2%). Неизменно хорошие показатели демонстрирует Toyota, однако необходимо учитывать, что если все выше озвученные производители фактически добились рекордных показателей за счёт монобрендовых автомобилей, то Toyota достигает близких результатов благодаря реализации широкой линейки выпускаемого транспорта. Её показатели составили 71 450 автомобилей в 2021 году против 66 169 в 2020-м (+8%).

Самая интересная ситуация наблюдается с производителями из Китая. Многие привыкли относиться к их автопрому как к чему-то второсортному, однако здесь произошёл колоссальный рывок. Если так пойдёт и дальше, то автомобили из Поднебесной потеснят более известные и старейшие марки. Haval реализовал 25 053 авто, что на 115% больше показателей 2020 года (11 647). Chery шагнул ещё дальше, продав 24 688 автомобилей, – плюс 288% к аналогичному периоду прошлого года (6 365). Рост марки Geely составил 71%, до 16 651 авто (9 741 в 2020-м).

Год ещё не закончился, и пока сложно подводить окончательные итоги, но, по предварительным данным, продажи новых автомобилей несколько застопорились. Хочется надеяться, что суммарные показатели продаж за год покажут положительную динамику и рынок потихоньку выйдет на допандемийный уровень.

Никита Пантюхин, директор АвтоТехЦентра «Кит» и автосалона «Кит»:
– В текущем году высокий спрос на автомобили в первую очередь наблюдается в премиальном сегменте. В связи с тем, что рубль обесценивается, они существенно растут в цене. К примеру, в 2007–2008 годах новый Toyota Land Cruiser 200 можно было купить за 1,8 млн руб., а в 2021 году – уже за 8 млн рублей. Модели, которые год назад стоили 1 млн руб., как, например, Volkswagen Polo, сейчас стоят 1,7 млн рублей. В 2015–2016 годах новый Kia Rio в базовой комплектации стоил 450 тыс. рублей, сейчас – минимум 1,3 1,4 млн рублей. Разница колоссальная. Поэтому покупатели, которые ещё год назад взяли бы Kia Rio, теперь делают выбор в пользу автомобилей постарше, но выше классом. За эти деньги они могут купить Lexus с пробегом и получать большее удовольствие от вождения.

Из-за пандемии и торговых войн технологические компании и автопроизводители остались без полупроводников. По всему миру останавливаются заводы, что приводит к многомиллиардным убыткам. Из-за этого есть сбои в поставках автомобилей компании Skoda Auto. Удивительно, что в XXI веке вообще существует дефицит комплектующих для автомобилей.

На вторичном рынке премиальный сегмент тоже подорожал, минимум – на 500 тыс. рублей. К примеру, Lexus LX 570 2016 года выпуска в прошлом году ещё можно было приобрести за 4–4,1 млн рублей. Теперь он стоит 4,6–4,7 млн рублей.

В настоящее время многие хотят приобрести новый автомобиль. Однако его или нет в наличии, либо есть, но с дополнительными услугами на 500 тыс. руб. при стоимости авто в 2 млн рублей. И в крупных городах, например в Казани и Москве, ценник ещё выше, чем в регионах. На волне ажиотажа дилеры пытаются максимально заработать за счёт допуслуг и кредитной программы. За наличный расчёт машину вообще могут не продать.

Учитывая, что в ближайшее время спада цен точно не стоит ожидать – к новому году, однозначно, будет ещё большее подорожание – на 10% точно, автомобиль является хорошим вложением средств. Можно предположить, что ценник перестанет так стремительно расти, когда появятся новые автомобили, рынок будет насыщенным и уйдёт дефицит. Подобного ажиотажа уже не будет, у людей появляются другие заботы, а автомобиль – это всё-таки не предмет первой необходимости в российских семьях.

К ТОП популярных моделей 2021 года отнесу Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Land Cruiser 200 и 300, Volkswagen Polo.

Александр Тайгаров, председатель региональной общественной организации «Автомобилисты Удмуртии»:
– За последний год на автомобильном рынке произошло существенное подорожание. Такая непростая ситуация в первую очередь связана с продолжающимся кризисом полупроводников и минимум двойным ростом цен на металл. Только за сентябрь 2021 года средняя стоимость автомобиля по сравнению с августом увеличилась ещё на 100 тыс. рублей. На машины чувствуется высокий спрос, их не хватает. Больше всего наблюдается ажиотаж на бюджетные автомобили с ценником до 1,5 млн рублей. К сожалению, этим стали пользоваться некоторые дилеры, которые предлагают дополнительные услуги по стоимости раза в два дороже обычного.

На вторичном рынке сейчас тоже очень трудно купить качественный автомобиль по приемлемой цене. Чтобы его найти, нужно постоянно мониторить предложения и ждать лучшего.

В связи с пандемией, которая надломила экономику и рынок, в отрасли возник кризис. Что будет дальше – предсказать трудно, всё зависит от эпидемиологической обстановки в России и мире. Такая ситуация наблюдается по всей стране, не только в Удмуртии.

Никита Гудков, заместитель главного редактора Издательского дома «За рулём» (Москва):
– Рост цен на новые и подержанные автомобили обгоняет инфляцию. В годовом исчислении он составляет около 10–15%, в зависимости от бренда и модели. Произошло сочетание неблагоприятных факторов: дефицит машин, дестабилизация рынка из-за ковидных ограничений и их последствий. Кроме того, после 2014 года машины в России на фоне рынков других стран, как ни странно это звучит, были несколько недооценены. Сейчас производители, воспользовавшись ситуацией, пытаются вернуть былую маржу.

Пик кризиса полупроводников пройден, однако стабильность поставок вернётся не скоро – некоторые эксперты убеждены, что даже не в 2022 году. Инерционность системы очень велика. До некоторых автопроизводителей нехватка полупроводников по-настоящему дошла только сейчас, но в столь жёсткой форме, что работу заводов останавливают не на несколько дней, а на недели и месяцы, в том числе и в России. Отсюда и дефицит машин, на который отчасти повлиял отложенный спрос в ковидном 2020 году, и «истеричный» спрос той части потребителей, которые начинают покупать дефицитные вещи, даже если они им не нужны, и другие факторы.

Скорее всего, в 2022-м к стабильности 2019-го автомобильный рынок ещё не вернётся. Стоимость автомобилей, если считать её как сумму рекомендованной цены и дилерских накруток, вряд ли будет расти сильно. Однако производители будут стремиться «отъесть» у дилеров часть денег, сейчас достающихся им в виде доплат. То есть рекомендованные розничные цены продолжат увеличиваться быстрее инфляции. И в ближайшие полгода стабилизации ждать не стоит.

Год ещё не закончен, но, скорее всего, лидеры останутся те же, что и по состоянию на сентябрь: «Лада Гранта», «Лада Веста», Kia Rio, Hyundai Creta, Hyundai Solaris. За этой пятёркой следуют Volkswagen Polo, «Лада Нива» и Skoda Rapid, но итоговый расклад сил будет зависеть скорее не от потребительского интереса, а от способности компаний обеспечить бесперебойные поставки автомобилей.

Алексей Леонтьевский, руководитель службы развития продаж РГС Банка (Москва):
– Второй месяц подряд рынок переживает двузначное падение. При этом продажи новых автомобилей за три квартала этого года всё ещё остаются в плюсе (+15,1% относительно аналогичного периода 2020-го). Главная причина происходящего – отсутствие у дилеров достаточного количества машин. По ряду брендов контрактование ведётся на весну-лето 2022 года. Кроме того, затягивается процесс стабилизации производства комплектующих из-за энергетического кризиса в Китае. Дефицит полупроводников не уйдёт ещё до середины 2022 года. Отсутствие автомобилей на складах у дилеров и высокие цены вынуждают часть клиентов ждать, а остальных – переориентироваться на сегмент автомобилей с пробегом.

Рост цен стимулируют два фактора – повышенный спрос и дефицит. Причём перманентное увеличение стоимости новых автомобилей приводит к росту ценника и в сегменте подержанных автомобилей, хотя и с определённой задержкой.

В сложившейся ситуации также следует отметить текущую завышенную стоимость новых автомобилей относительно рекомендованной розничной цены. Дилеры не хотят в моменте терять прибыль, в связи с этим компенсируют количество размером, включая различное допоборудование в цену автомобиля в наличии. В зависимости от бренда в течение года реальная цена сделки выросла на 20–40% относительно того же периода прошлого года. В среднем в массовом сегменте цена автомобиля в этом году увеличилась на 15–25%, в зависимости от бренда и модели, премиум-сегмент дорожал быстрее. Со скидкой можно получить лишь некоторые машины премиального класса. В массовых брендах по рекомендуемой розничной цене не продают даже китайские автомобили. 

Рост объёмов российского рынка по итогам года, скорее всего, окажется наиболее близким к прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры», сделанному в январе, – в пределах 3%. Весомая причина возможного если не роста, то хотя бы поддержания продаж, по сути, одна – страх покупателей, что тот же товар завтра будет дороже. Стоимость автомобилей продолжит расти на фоне текущей ситуации и до конца года, по нашим оценкам, может увеличиться ещё на 3–5%.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).