Моя история в малой авиации началась в детстве – я выбирал между лётным училищем и школой моряков. В итоге оказался в школе юных лётчиков, о чём никогда впоследствии не жалел. Каждый вечер приезжал туда с удовольствием, изучал самолёты, тренировался. В школу лётчиков я ходил весь учебный год, а летом уезжал в лагерь в Пирогово. Там я впервые прыгнул с парашютом, впервые сел за штурвал самолёта и испытал эмоции, благодаря которым авиация навсегда останется в моём сердце.

Первый полёт

Мой первый полёт был очень волнительным, потому что мне было всего 16 лет! Но всё прошло хорошо. Пилот должен управлять эмоциями, всё должно быть на автомате, предельный уровень концентрации, ведь трагедии и несчастные случаи в небе зачастую происходят из-за халатности пилотов. Единственное, на что можно реагировать, так это на невероятную красоту окружающего мира из кабины самолёта. Поэтому каждый мой полёт – это восхищение, удовольствие и чувство свободы.

Мне безумно нравилось заниматься в школе юных лётчиков. Но время шло, нужно было задумываться о будущем, об образовании. В стране тогда началась перестройка. Несмотря на всю любовь к авиации, я выбрал более надёжный вариант с точки зрения перспектив и заработка – юриспруденцию. Успешно окончив университет, стал работать по профессии. Но авиация сама меня нашла. Я познакомился с директором лётного клуба «Авиатор» Викторином Геннадьевичем Гусевым, который и предложил мне пройти обучение на пилота.

 

Лёгкая авиация сегодня

Сегодня в лёгкой авиации общего назначения достаточно много проблем. В основном  люди, которые учатся на частных пилотов, мечтают иметь свой небольшой самолет на 2, 4, 6 мест. Но как только они начинают идти к цели в нашей стране, сразу же сталкиваются с множеством препятствий.

По законодательству РФ и практике зарубежных стран, частные пилоты в России не имеют права зарабатывать деньги на перевозке или оказании услуг. Требования к малой авиации у нас ничем не отличаются от требований к большим авиакомпаниям. Поэтому для частных владельцев содержание своего самолёта иногда становится невыгодным.

В России очень сложно купить «птичку». В нашей стране самолёты для малой авиации не производят. Приходится делать покупки за границей, что гораздо дороже, учитывая нынешний курс рубля. Плюс дорого и обслуживание самолёта.

Если даже в покупке и обслуживании самолёта проблем нет, то появляется другой вопрос – где взлетать и где приземляться. Вся система взлётных полос, созданная  при ДОСААФ времён СССР, развалена, из действующих аэроклубов остались единицы. Раньше в Удмуртии на малых самолётах можно было летать в Глазов, Можгу, Сарапул, Алнаши. Но в 90-е годы взлётные полосы были вычеркнуты из реестра и впоследствии разрушены. Взлётная полоса осталась только в Ижевске, в Пирогово. Да и она, к сожалению, в плачевном состоянии.

Стать пилотом малой авиации (авиации общего назначения, АОН) в России очень трудно. Это связано с высокими требованиями по здоровью и по возрасту и малым количеством АУЦ (авиационных учебных центров). В России сейчас работают только три профильных учебных заведения – в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Бугуруслане. Есть ещё военное училище в Краснодаре, там тоже готовят пилотов. Везде, кроме Краснодара, обучают на категорию CPL – коммерческие пилоты.
Обладая категорией CPL и свидетельством эксплуатанта, пилот имеет право:

  • Проводить воздушные туры по городским достопримечательностям.
  • Заниматься перевозкой парашютистов.
  • Зарабатывать на услугах перевозки мирных граждан.

Чтобы получить «пилотское» удостоверение, здоровье должно быть идеальным или максимально близким к идеальному. В Европе к этому подходят по-другому. Два года назад в Германии даже инвалиды смогли доказать, что они способны управлять самолётом ничуть не хуже обычных пилотов. В законодательство были внесены поправки, и теперь пилотов там станет ещё больше.

Лёгкая авиация в Европе

Лёгкая авиация в странах Европы идёт по иному пути. Во Франции, к примеру, разработана система, которая позволяет заниматься перелётами, выгодными как для пилота, так и для пассажиров. Французы даже придумали собственное приложение

наподобие BlaBlaCar. Как оно работает? Для начала заходишь на сайт и оставляешь заявку на перелёт из одного города в другой. Если пилот её принимает, пассажир с помощью электронного перевода зачисляет нужную сумму (для компенсации стоимости топлива за перевозку) на сайт. Пилот, в свою очередь, сможет получить компенсацию затрат за перелёт в течение 24 часов после успешного приземления. При этом стоимость полёта будет меняться в зависимости от расхода топлива, которое рассчитывает приложение с учётом типа ВС и погодных условий.

Подобные перелёты выгодны всем. Пилоту компенсируются затраты на эксплуатацию (топливо), при том, что он увеличивает свой налёт. Пассажиры быстро и беспрепятственно добираются в нужный населённый пункт, да ещё с особым эмоциональным удовольствием от полёта.

Такая система полётов во Франции развита очень хорошо. Здесь множество аэродромов и хорошие условия для содержания самолётов любого типа, поэтому «воздушное такси» пользуется спросом.

 

Как поднимают лёгкую авиацию в Удмуртии

Сейчас Федерация лёгкой  авиации в Удмуртии за свой счёт пытается содержать лётное поле на аэродроме Пирогово. Мы косим траву, утрамбовываем грунт, обеспечиваем пригодное для эксплуатации состояние взлётной полосы. Также мы подготовили документы для того, чтобы оформить Федерации собственное лётное поле (взлётно-посадочную площадку). Когда будет какое-то решение – неизвестно. Проблема в том, что в Ижевске долго не было избранного главы города, но главное – чиновники почему-то боятся дать нам шанс. Правительство уже мечтает о летающих машинах, хотя с обычными самолётами не могут разобраться. В этом и заключается парадокс нашей ситуации.

 

Возможности российской лёгкой авиации

В Ижевск по делам приезжает очень много бизнесменов. С лёгкой авиацией их перемещения могут стать гораздо проще. При скорости самолёта малой авиации 200 км/ч перелёт, например, из Кирова может занять полтора часа. Огромный плюс и в расположении взлётной полосы в Пирогово. Она находится в черте города, и добраться до центра Ижевска можно очень быстро. Да и приземляться здесь выгоднее, чем в аэропорту. В Пирогово не нужно проходить зону досмотра, контроль. Посадка в аэропорту в сравнении с Пирогово получается дорогой и затяжной.

В развитых регионах – Татарстане, Башкортостане, Пермском крае – лёгкая авиация постепенно набирает обороты. У них есть свои взлётные полосы, ангары, гостиницы, есть поддержка со стороны органов власти. Там постоянно проводятся слёты и форумы для пилотов со всей страны, где обсуждаются решения по развитию малой авиации (АОН) в России.

Научиться летать

Каков же масштаб этого занятия? Только за последние пару месяцев к нам обратились десяток человек, заинтересованных в получении удостоверения пилота. Спрос на обучение пилотов категории РPL, UPLдействительно есть.
Что же ждёт желающих? Перед началом обучения нужно пройти медицинскую комиссию ВЛЭК. Медосмотр проводят почти по таким же критериям, как и у пилотов, сидящих за штурвалом «Боинга». В Ижевске подобный медосмотр не проводят, только в Казани или в Перми. На получение справки уходит целый день, только после этого можно заключать контракт на прохождение теории и практики.

По соглашению с учебным авиационным центром при ФГУ «Авиалесоохрана» обучение можно пройти в Ижевске. В курс входят: изучение аэродинамики и строения самолёта, метеорология и многое другое. По программе ученик получит 200 часов теоретического обучения. И только после этого он может сесть за штурвал самолёта, чтобы начать практиковаться. После налёта в 40 часов в небе ученика могут допустить к сдаче экзамена. Этот последний рубеж будет проходить в Омске.

 

Недешёвое удовольствие

Малая авиация – занятие весьма затратное для бюджета. За одну только медкомиссию придётся выложить порядка 30–35 тыс. рублей. Стоимость теоретического обучения – ещё 60–70 тысяч. С практикой ещё сложнее. Стоимость одного лётного часа в Ижевске – 12 тыс. рублей. То есть для получения необходимого практического налёта придётся заплатить около полумиллиона рублей. Плюс ещё экзамен, на который нужно приехать в Омск, где-то поселиться на несколько дней…

 

Далее придётся решить, на чём летать. Стоимость самолётов всегда разная. Цена машины «с пробегом» зависит от её технических характеристик и состояния. Самые популярные самолеты, которые импортируются сегодня:

  • Cessna-150 – от 2 млн руб.;
  • Cessna-172 – 2–10 млн руб.;
  • Beechcraft, Piper –  3–15 млн рублей.

 

Это нужно попробовать!

Несмотря на вышеперечисленные проблемы и вопросы, малая авиация – это красиво и увлекательно. Поэтому вместе со своей командой я стремлюсь возродить малую авиацию (АОН) в нашей республике. Мы бы хотели использовать малую авиацию не только для перелётов, но и для обзорных экскурсий. Наблюдать за городом с высоты – нечто невероятное!

 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Викторин Гусев, начальник «Ижевского аэроклуба» ДОСААФ РФ:

– Сейчас мне 67 лет, 40 из них я в авиации. За моими плечами 13 тыс. лётных часов, наполненных счастьем, адреналином и удовольствием от полёта. И если бы сейчас мне предложили прожить свою жизнь заново, я бы, не раздумывая, всё повторил.

Малая авиация прекрасна своей неприхотливостью, её техническое обслуживание гораздо проще, чем в большой авиации. Если сравнивать современную малую авиацию с авиацией прежних лет, то её уровень существенно повысился. Но, к сожалению, поддержка её в России сократилась в разы. Деньги почти не выделяются, государство ставит очень высокие требования отбора. Из-за этого трудно получить пилотское удостоверение. Падает количество пилотов, в авиацию не могут попасть все желающие. Многие люди теряют возможность исполнить свою мечту, попробовать себя в авиации. А пробовать нужно. Потому что те эмоции, которые мы испытываем при полёте, невозможно передать словами. Малая авиация никого не оставит равнодушным.

Андрей Кузнецов, член Федерации лёгкой авиации в Удмуртской Республике:

– В малую авиацию я пришёл в 16 лет. Хотел прыгать с парашютом, но не получилось пройти медкомиссию. Поэтому начал летать на дельтаплане. В итоге авиация захватила меня полностью. Я получил «пилотское» удостоверение, летаю не только на небольших самолётах, но и на автожирах.

Для меня малая авиация – это чувство свободы, наслаждение от полёта и адреналин. Никогда не буду равнодушным к малой авиации, поэтому всегда переживаю за её развитие в нашей стране. Сейчас авиация нуждается в поддержке государства, потому что количество пилотов сокращается, молодёжи становится всё меньше. В Удмуртии для развития и становления качественных пилотов есть возможности, техника и опытные наставники. Но, к сожалению, финансирования от государства нет, поэтому и покрывать все возможные затраты при обучении детей практически невозможно. А для того, чтобы в стране появлялись хорошие пилоты, знакомство с авиацией нужно начинать с детства.