Сфера образования уже много лет функционирует в условиях модернизации. Законодательная революция – это, по сути, фон деятельности отрасли. Работать и идти вперёд в таких условиях непросто. Но система развивается, демонстрирует рост. И нам есть что сказать тем, кто упрекает образовательную систему в несовершенстве.


Скрепы достижений

За год работы на посту министра образования и науки Удмуртии я убедилась в том, что в республике действует устойчивая, сильная, мобильная образовательная система. Она надёжная, гибкая, живая. Есть достижения, которыми можно гордиться, много точек роста, нужных для новых результатов. Мне есть на что опираться, планируя движение вперёд. Считаю, что на фоне других регионов Удмуртия выглядит достойно. Безусловно, существуют проблемы, но они решаются. Значимые результаты, между тем, есть. Сегодня Удмуртия занимает 3-е место в рейтинге регионов по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Это очень значимый показатель. По итогам 2018 года республика совершила стремительный скачок в рейтинге Рособрнадзора по организации и качеству итоговой государственной аттестации учащихся. С 58-го места переместилась на 6-е! Такой результат достигнут благодаря комплексу факторов – организационных, кадровых, технических. И говорит, прежде всего, о качестве и прозрачности подготовки и проведения ГИА. В 2017 году из республиканского бюджета было выделено порядка 40 млн руб. на техобеспечение процессов проведения экзамена. Постоянно проводилось обучение сотрудников, работающих в пунктах проведения экзаменов. Система работы в целом максимально слаженна. Ещё один весомый итог, о котором не могу не сказать, – увеличение числа выпускников школ, получивших 100 баллов на Едином государственном экзамене. В 2017-2018 учебном году 43 выпускника в Удмуртии получили 100 баллов по итогам ЕГЭ (это на 16 человек больше относительно данных предыдущего учебного года). Причём один из выпускников стал «100-балльником» по двум предметам одновременно. Наши ребята отлично показывают себя на Чемпионате WorldSkills-2018. Считаю это индикатором эффективного развития в республике профессионального образования, показателем выхода региона на международный уровень в данном плане.

Наши ребята отлично показали себя на Чемпионате WorldSkills-2018. Считаю это индикатором эффективного развития в республике профессионального образования, показателем выхода региона на международный уровень в данном плане.

Коридоры возможностей

В 2018 году был дан старт реализации одного из самых масштабных национальных проектов страны – «Образование». На этапе подготовки к вхождению в нацпроект, когда оценивались возможности регионов, мы ещё раз убедились, что образовательная система республики имеет высокий потенциал. Цели знакового нацпроекта «Образование» – интеграция российского образования в десятку лучших мировых систем, обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования. До 2024 года, ко времени завершения реализации проекта, по многим стратегическим параметрам предстоит «перезагрузить» прежнюю модель работы. Основу национального проекта составляют сразу несколько федеральных проектов. Удмуртия будет участвовать в девяти из них. 2019 год должен стать важной ступенью на пути к тем целям, которые поставлены нацпроектом. Ключевая задача сегодня – совершенствование образовательных стандартов. Главным должно быть формирование у выпускников школ базовых, фундаментальных, системных знаний. Наряду с этим, при сохранении знаниевой парадигмы, нужно выйти на активное формирование у школьников метапредметных компетенций. Важная задача – организация единого образовательного пространства. Предоставление равных возможностей для обучающихся, вне зависимости от места их проживания, в т.ч. в вопросах материально-технического обеспечения. Этот процесс предполагает создание единого банка учебной литературы, разработку новых программ по обновлённым образовательным стандартам. Также данная задача потребует введения уроков в режиме online. Следующее направление – переход от тяжёлых и быстро приходящих в негодность печатных учебников к удобным цифровым аналогам. Преимущества электронных книг неоспоримы: цена учебника; вес портфеля (вместо 5-7 книг в портфеле будет лежать один электронный гаджет); лёгкий доступ к обширной цифровой библиотеке через сайт школы. Конечно, в этой идее есть и недостатки. Прежде всего, далеко не каждая семья в состоянии приобрести для ребёнка электронный гаджет. Во-вторых, кто будет нести ответственность за целостность и сохранность планшетов и электронных книг учащихся? И, безусловно, не стоит забывать о влиянии таких устройств на здоровье детей. На этот аспект нужно обратить особое внимание, говоря о возможности внедрения инициативы. С 2019 года школьники будут осваивать два иностранных языка, один из которых (основной) будут учить уже с 1-го класса, а второй (дополнительный) – с 5-го. Конечно, возможны разные вариации распределения часов изучения языков в программе, они будут зависеть от региона, профиля и других особенностей учебного заведения.

Педагогический пул

Педагогический пул Учитывая обширные перспективы, открывающиеся перед сферой образования, радует факт того, что в Удмуртии сформирован качественный пул педагогов. Это специалисты, понимающие, что тот инструментарий, которым владели педагоги, работавшие 20 лет назад, не подходит для поколения новой образовательной реальности. Поколения «I», воспитанного в эпоху компьютерных и коммуникационных технологий. У детей интернет-эры – совершенно иная ментальность, высшая степень рассудительности и прагматичности, умение критически мыслить, чёткие цели на будущее. Что касается восприимчивости к обучению, они отличаются трансформированной способностью воспринимать информацию. Сросшиеся с клип-культурой, наши дети привыкли получать данные «пульсами», пунктирно, мыслить нелинейно. В то же время им присуща способность работать в режиме многозадачности, решать целые ситуационные кейсы. Педагоги максимально учитывают качество «новой личности». Способ подачи информации – это некое зеркало самих ребят. Они мобильны, динамичны, креативны, и процесс обучения должен быть комбинативен, многомерен, творчески ориентирован. Методика преподавания строится на основе современных подходов, с использованием мультимедийных объектов, галерей схем, иллюстраций, визуальных образов. Но настоящий учитель, и это главное, как я полагаю, должен быть и в хорошем смысле фанатом своего дела. Высоким технологиям научиться можно, в отличие от искренней преданности работе.

Отдельный разговор

В ближайшей перспективе планируется создание центра оценки качества образования, в т. ч. речь о государственной итоговой аттестации, механизмах её подготовки и проведения. За этим процессом стоит колоссальный труд и тотальная ответственность тех, кто обеспечивает независимую оценку качества образования. Система проведения итоговой госаттестации подвержена изменениям. В ближайшее время планируется внедрить третий обязательный для сдачи предмет. Скорее всего, им станет «История». Выпускники школы должны хорошо знать историю своей страны, а нынешнее положение дел, по мнению правительства РФ и Министерства просвещения, далеко от этого. Ученики 11-х классов, не сдающие историю на ЕГЭ, очень поверхностно относятся к изучению предмета. К 2020 году, с учётом требований новых федеральных образовательных стандартов, акцент в ЕГЭ сместится с оценивания элементов содержания к оцениванию умения работать с материалом. Возможна дальнейшая градация ЕГЭ по уровню сложности. Так, например, вместо профильного ЕГЭ по математике могут появиться разные уровни ЕГЭ по математике для дальнейшего обучения по физико-математическому или экономическому направлениям. Развитие устной формы экзаменов может привести к тому, что в 2030 году выпускники смогут выбрать, хотят они сдавать ЕГЭ письменно или устно. В перспективе к 2030 году Единый госэкзамен будет оценивать как предметные, так и метапредметные умения. Это ориентирует практику обучения не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование у школьников универсальных учебных действий и навыков. Появится возможность сдавать экзамен не только в конце обучения, но и после завершения изучения каждого предмета. Оценка знаний будет осуществляться при активном использовании компьютеров. Сейчас прорабатывается модель сдачи «Информатики» (а в будущем и других предметов ЕГЭ) в электронной форме. Для оценки творческой части заданий ЕГЭ в перспективе могут использоваться компьютерные интеллектуальные системы проверки. В организации ЕГЭ найдут широкое применение облачные технологии. Они позволят более эффективно работать с результатами, в разы сократить время на их обработку. Как отмечает руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, развитие технологий проведения ЕГЭ позволит ослабить те меры контроля, которые есть сейчас на экзамене, сделает их ненужными, так как полностью исключит возможность вмешательства человеческого фактора, сделает бессмысленными различного рода «шпаргалки».

Колоссальный вызов

Мой первый год работы на посту министра образования и науки Удмуртии – это новый грандиозный жизненный этап, колоссальный вызов, полный выход из зоны комфорта. Удобно ли мне в «министерском кресле»? В кабинете провожу немного времени. Темпы работы – по формуле «24 на 7». Но самое главное – работать интересно, чувствую абсолютное погружение в большое, масштабное, нужное дело. И при этом мне понятно, в каком направлении двигаться, какие цели достигать в приоритетном порядке. Отмечу ряд стратегических задач, намеченных на ближайшую перспективу. Это и модернизация всей материально-технической базы, и внедрение на региональном уровне системы оценки качества образования. На федеральном уровне такая система постепенно формируется, отдельные регионы её уже внедрили. Также в планах – более активная работа со школами, имеющими низкие результаты по итогам ЕГЭ. В республике действует отдельная программа в этом направлении. В 2018 году на её реализацию было выделено порядка 7 млн рублей. Поддержка одарённых детей – ещё один знаковый вектор работы. В прошлом году был запущен стратегический проект по созданию Регионального центра образования одарённых детей. На его развитие из федерального бюджета будет выделено 209 млн рублей. Эта площадка консолидирует усилия по выявлению, развитию, поддержке талантливых ребят, показывающих свои знания, умения в естественных науках, техническом творчестве, искусстве, спорте и т. п. И предоставляет хорошие возможности для развития способностей наибольшему количеству детей республики. Немаловажная задача инициативы – профессиональное сопровождение одарённых ребят, включение детей и молодёжи в решение актуальных проблем реального сектора экономики Удмуртии. В новом Центре ребята не просто проявляют свои знания, но и применяют их на практике, решая кейсы промышленных предприятий, организаций различных отраслей. Новый проект уже интересен вузам и крупным предприятиям региона, они готовы поддерживать молодёжь с изобретательским мышлением. Мы будем развивать подобную практику, и уверена, это будет иметь ощутимые и позитивные результаты уже в ближайшем времени. И, конечно, отмечу, что сегодня генеральная цель – эффективное участие региона в национальном проекте «Образование». Нужно двигаться вместе со всей Российской Федерацией, задавшей высокую планку – войти в десятку стран с лучшими международными системами по качеству образования.