Встреча за «круглым столом», на мой взгляд, обозначила ещё одну важную задачу: необходимо выстраивать конструктивный диалог власти и медицинского сообщества для решения проблем в здравоохранении.

Значит ли это, что роль сообщества должна быть более весома? Безусловно. Сегодня, казалось бы общественных организаций в нашей отрасли достаточно: Национальная медицинская палата, Ассоциация главных врачей, профильные ассоциации стоматологов, терапевтов, Общественный совет при Министерстве здравоохранения. И все занимаются своим делом, но хорошего, качественного итога нет. Каждый сам по себе. Национальная медицинская палата, помимо решения вопросов оказания качественной медицинской помощи, занимается вопросами подготовки кадров и защитой интересов пациента и медицинских работников. У Общественного совета при Минздраве задача скорее организационно-методическая – обеспечить в рамках ведомства методическую помощь медицинским учреждениям, создать эффективную структуру руководства медицинской отраслью.

В результате все вместе мы не обсуждаем главное – стратегию развития здравоохранения в Удмуртии в целом.  Более того, позиция властей по этому поводу нам тоже неизвестна. И сейчас мы, медики, сидим и думаем, а что с медициной-то будет? Проблемы здравоохранения с учетом реального положения дел в отрасли должны также находиться на переднем плане.

Наша республика всегда занимала достойные позиции в развитии здравоохранения – и в части подготовки медицинских кадров, обеспеченности врачами, и в части доступности оказания медпомощи.  Почему нам не показать пример всей России? Давайте выстроим эффективную систему. Хочется, чтобы люди, которые занимаются отраслью, чаще бывали в первичных звеньях. Сегодняшние руководители отрасли пока до «первички» так и не дошли. Понимаю – некогда. Но для решения вопросов это просто необходимо, надо знать «кухню» изнутри.

 

Дело не только и не столько в деньгах. Денег в здравоохранении традиционно нет, и достаточного финансирования в ближайшее время не будет. Это надо принять как должное. Но это не значит, что мы должны останавливаться в развитии. Мы должны двигаться, искать пути решения проблем с минимальными затратами. Но без совместных усилий с властями мы тоже ничего не решим.

Главный вопрос – доступность оказания медицинской помощи. При советской власти была одна система. Хорошая, отработанная и, что бы там ни говорили, действенная.

Россия пошла по пути построения рыночной экономики. Но в результате получился какой-то половинчатый капитализм. Мы всё время пытаемся совместить несовместимое, построить коммунистический капитализм. Это нереально. Например, в здравоохранении государство приняло решение создать частный сектор. Хорошо, появилось множество коммерческих клиник. Но задача медицины по-прежнему должна быть едина для всех – доступность и высокое качество оказания медпомощи. Других задач нет. Поэтому и система руководства отраслью должна быть единой. А мы сегодня не работаем в рамках единого нормативно-правового поля. Как мы узнаем, сколько больных и с какой именно патологией пролечилось в республике, если не запрашиваем никакой отчётности из частных клиник? Когда мы будем работать в едином нормативно-правовом поле, с едиными требованиями к качеству оказываемых услуг, единым учётом пациентов, получающих амбулаторную и стационарную помощь, тогда картина состояния дел в отрасли будет объективной. Не надо контролировать, сколько заработали денег негосударственные клиники: это их право. Но всё остальное надо отслеживать. Всё это можно сделать в рамках нашей республики. Не надо ждать приказа Минздрава России.

В решении любого вопроса в здравоохранении нужно исходить из интересов пациента, а не ставить во главу финансовую сторону. И тогда он всегда будет решен правильно.

Другая стратегическая проблема – мы сначала делаем, потом думаем. А нужно, наоборот, всё научно просчитать, обосновать, может быть, попробовать на отдельно взятом учреждении, и только потом повсеместно внедрять. Мы, взмахнув приказами об оптимизации, ликвидировали фельдшерско-акушерские пункты, вертикальную структуру управления отраслью: Минздрав, горздравотделы, райздравотделы… В итоге в Удмуртии полностью исключены из участия в охране здоровья граждан муниципальные образования. Властям городов и районов, конечно, это удобно, получается, что они объективно не должны отвечать за работу медицинских учреждений в своих муниципальных образованиях. А если бы отвечали, как раньше, вынуждены были бы искать средства, пути решения проблем вместе с главными врачами. Ещё раз повторю, деньги есть, надо их просто рационально использовать в связи со своими возможностями. Сегодня в Минздраве нет стратегии развития отрасли. Конечно, в быстро меняющемся мире сложно планировать в долгосрочной перспективе. Но на два-три года вполне реально. Надо просто делать, а не говорить. Вот и всё.

Аркадий Мальчиков, главный врач БУЗ ГКБ № 9 г. Ижевска, председатель правления Национальной медицинской палаты УР