Апрельские тезисы: глава Удмуртии отчитался об итогах работы правительства за 2017год

В конце апреля глава Удмуртии Александр Бречалов выступил с докладом об итогах деятельности правительства региона за 2017 год. По большому счёту, это стало и подведением итогов работы команды Александра Бречалова в целом за период пребывания в регионе. Каким областям деятельности было уделено наибольшее внимание, какие результаты достигнуты и как их оценивают представители разных сфер деятельности в республике – в нашем обзоре.

Открытость 

Более 12 тыс. официальных обращений было получено в 2017 году. Из них более 2,5 тыс. – через аккаунты главы Удмуртии в соцсетях за последний квартал.

Александр Бречалов, глава Удмуртии:

– Несмотря на то, что в законе о порядке рассмотрения обращений граждан не учтены запросы из социальных сетей, они находятся на моём особом контроле. Ужесточена ответственность за несвоевременное рассмотрение. Никаких формальных отписок. Отрабатывается каждый сигнал. И факт попустительского отношения к вопросам граждан является основанием для того, чтобы отправить в отставку с формулировкой «утрата доверия».

Госдолг

Госдолг Удмуртии

48 млрд 973 млн руб. – в апреле 2017 года

48 млрд 435 млн руб. – в апреле 2018 года

Обслуживание госдолга

4 млрд 350 млн руб. – на начало 2017 года

2 млрд 355 млн руб. – на начало 2018 года

С 12,1 до 8,1% снижены ставки по ранее привлечённым коммерческим кредитам

Безвозмездные поступления из федерального бюджета

2016 год  – 11 млрд 357 млн

2017 год  – 15 млрд 167 млн

Александр Бречалов:

– Мы начали работать в Удмуртии не в начале года, а в апреле, когда бюджет уже был принят. Пришлось включаться и принимать сложные решения в процессе. По размеру госдолга республика до сих пор находится в критическом состоянии. Но нам удалось достичь хороших результатов. То, что госдолг перестал увеличиваться, – это не просто цифры. Они напрямую конвертируются в расходы на обслуживание долга.

Экономика и инвестиции

168,3 млрд руб. – объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2017 году. Это на 19,9% больше, чем в 2016-м

533,3 млрд – объём отгруженных промышленных товаров в 2017 году (рост на 1%)

135,3 млрд – за первый квартал 2018 года (рост на 8,3%)

До 26%, или на 4%, выросла доля продукции гражданского либо двойного назначения на предприятиях ОПК

Привлечено льготных кредитов из ФРП:

2016 год – 62 млн руб.

2017 год – 135 млн руб.

2018 год – 323 млн

План до конца года – 1 млрд руб.

Привлечено льготных кредитов от Корпорации МСП:

2016 год – 88 млн руб.

2017 год – 183, 6 млн руб.

В работе в 2018 году заявок на 1 млрд 300 млн руб.

В 2017 году одобрена первая заявка в Фонде развития моногородов от Сарапула – 82,6 млн руб.

В 2018 году — заявка от Воткинска на 78,4 млн руб.

На 160 тыс. чел., или на 32%, вырос турпоток в Удмуртию

На 70% увеличилась доля событийного туризма в 2017 году по сравнению с 2016-м

Александр Бречалов:

– В 2017 году мы фиксировали загруженность промышленных предприятий региона на уровне 52,4%. Первые успехи в продвижении продуктов и услуг наших компаний на внешние рынки уже есть. Например, СЭГЗ провёл первую промышленную отгрузку лифтовых лебёдок на Карачаровский механический завод. Новые партнёры и заказчики появились у Ижевского радиозавода. Плотная работа идёт с Корпорацией «Росатом», подписано соглашение по локализации определённых проектов. Сейчас на выходе несколько десятков проектов – маленьких, средних и крупных.

Сложно привлекать инвестиции в Удмуртию. Рядом сильный конкурент, где промышленные парки новые, «с иголочки», с классными дорогами, два аэропорта. Но, тем не менее, мы абсолютно точно интересны инвесторам.

Из Корпорации развития Удмуртии пришлось уволить многих сотрудников, не справившихся с проектной работой. Специалист остановится, задумается на неделю-две, а проект уходит. Потеряли много денег. Мы должны быть не просто активны, а агрессивны в отстаивании рынка для наших предпринимателей.

Дорожное хозяйство

Более 800 млн руб. федеральных бюджетных средств пришлось вернуть

1 млрд 250 млн руб. – финансирование ПНП «Безопасные и качественные дороги» по объектам регионального и местного значения в 2017 году

С 36,6 до 46% увеличена доля дорог, отвечающих нормативным требованиям

142 млн руб. – субсидии из дорожного фонда УР Воткинску, Сарапулу, Глазову и Можге на ремонт местных дорог

6 696 млрд руб., или на 320 млн больше – объём ассигнований дорожного фонда в 2018 году

Александр Бречалов:

– Когда я приехал в Удмуртию, впереди был политический сезон, состоящий из выборов в Госсовет УР и выборов главы республики. Нужно было менять информационную повестку – с точки зрения даже не политики, а общего качества жизни. В правительстве РФ Удмуртия значилась среди отстающих регионов в сфере дорог и транспорта. Нам удалось сделать первый шаг по перезагрузке отрасли.

Ярослав Семёнов, председатель правительства УР:

– Реализация проекта БКД расписана по дням вплоть до марта 2025 года. Мы уже оказались в тройке лидеров по первому этапу – заключению контрактов. Сегодня у нас все объёмы законтрактованы.

Административная реформа и кадровое обновление

3016 сотрудников в органах исполнительной власти Удмуртии

1,6 млрд руб. – фонд оплаты труда

6188 сотрудников в органах местного самоуправления

2,57 млрд – фонд оплаты труда

С 36 до 28 сокращено количество республиканских министерств и ведомств

На 109 единиц – число государственных служащих, на 141 – работников муниципалитетов

117,7 млн руб. – общая экономия бюджета

Штатная численность работников органов местного самоуправления

1271 ед. – Ижевск

854 – Ульяновск

439 – Чебоксары

354 – Пенза 

Александр Бречалов:

– Наша экономика не способна прокормить такое количество чиновников. Начинать будем с себя. Первым этапом станет сокращение государственных служащих в администрации главы и правительства Удмуртии на 30%. Это тяжёлая тема. Не просто Бречалов решил сократить 30% – мы год делали глубокий анализ, сравнивали Удмуртию с другими регионами. К каждому случаю будем подходить индивидуально, учитывая человеческий фактор. Будем принимать участие в судьбе каждого госслужащего. Если люди были востребованы в предыдущей системе, мы должны учесть их проблемы и позаботиться о трудоустройстве.

Также на 2018 год запланировано сокращение заместителей министра на 20 единиц. Например, в Министерстве национальной политики три замминистра. В Министерстве строительства, ЖКХ и энергетики – шесть, но строительство школы в пер. Прасовский мы заканчивали в ручном режиме. Зачем столько замминистров? Пока эта конструкция неэффективна. Некоторых я вообще не понимаю, зачем пригласили на государеву службу. Человек занимает позицию заместителя и ничего не знает. Задаю вопрос по его направлению – он плавает, звонит начальнику управления, тот – начальнику отдела, а этот – начальнику сектора… Люди, может, и хорошие, но они даже не понимают, о чём я говорю.

Управление государственным и муниципальным имуществом

Около 1 тыс. объектов выявлено на 1 апреля 2018 года в процессе инвентаризации госимущества

273 объекта обследовано, по ним проводятся мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот либо списанию

Александр Бречалов:

– Какие-то объекты будем списывать и уничтожать, потому что на их содержание тоже тратятся деньги, какие-то – перепрофилировать, какие-то – продавать или развивать сами. Но главное требование – принципиальность. Никто не будет принимать решения кулуарно, с использованием нелегальных схем. Каждый шаг будет абсолютно прозрачным. Мы готовы ответить за каждый квадратный метр и гектар земли. Объектов достаточно много. Мало того – после оптимизации у нас будут тысячи квадратных метров, которые мы тоже собираемся задействовать.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Алексей КОНОРЮКОВ, руководитель фракции КПРФ в Госсовете УР:

– Мы видим положительные тенденции в развитии республики. Можно отметить улучшения в финансовом блоке в части уменьшения госдолга за счёт погашения коммерческих кредитов и снижения процентных ставок по бюджетным. Это даст возможность увеличить доходную часть, а высвободившиеся средства направить в социальную сферу.

Большая работа проводится для повышения инвестиционной привлекательности региона. Серьёзное внимание уделяется вовлечению в оборот неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества. Однако эта работа, активно проводимая в республике, недостаточно реализуется в Ижевске. Контрольно-счётная палата города установила факты неэффективного управления муниципальным имуществом. Только за 2017 год было выявлено нарушений на общую сумму 1,2 млрд рублей. Муниципальное имущество должно являться дополнительным источником дохода в городской бюджет.

Ещё одна положительная тенденция – приостановлена оптимизация медицинских учреждений, которая вызывала много негативных эмоций у населения.

Александр СКОБКАРЁВ, завкафедрой государственно-политического управления Ижевского филиала РАНХиГС:

– Мне кажется, оптимизация численности госслужащих затянулась. О структуре и раздутом аппарате говорят целый год. Госслужащим сложно работать, не зная, сохранятся ли их рабочие места. Ситуация неопределённости создаёт тяжёлую атмосферу в министерствах и ведомствах. В таких случаях, сказав «А», надо говорить и «Б».

Кроме того, по моему мнению, цифры по сравнению численности госслужащих в Ижевске и других городах ПФО рассмотрены поверхностно. Надо оценивать не количество чиновников, а состав аппарата. Многие регионы негласно соревнуются в уменьшении численности именно госслужащих. Их формально сокращают, а по факту оформляют на работу через коммерческие структуры с сохранением прежнего функционала. И вуаля – они уже не числятся чиновниками! Возникает вопрос: если в Пензе госслужащих в четыре раза меньше, чем в Ижевске, кто там выполняет государственные функции? Скорее всего, простые наёмные работники.

Людмила САБУРОВА, социолог, директор аналитического центра «Авокадо»:

– На мой взгляд, за прошедший год работа власти с общественным мнением не улучшилась. Заявленный принцип открытости остаётся на уровне слов. Мне даже кажется, что власть скорее стала более закрытой. Например, глава Удмуртии активно ведёт свои страницы в соцсетях. Но они дают «парадную» картину, острые вопросы в жизни республики и города не освещаются – граждан просто информируют. Люди, которые пишут обращения по поводу конкретных ситуаций – тех же градостроительных конфликтов – не могут пробиться на приём к представителям власти и рассказать о своих проблемах. Может быть, активность в Интернете позволяет собрать информацию об общественном мнении, однако дальше это никак не реализуется.

Александр ТАЙГАРОВ, председатель общественной организации «Автомобилисты Удмуртии»:

– В 2017 году в дорожной отрасли достигнуто много положительных результатов. Оценку качеству выполненных работ пока давать рано. Когда почва подсохнет и стабилизируются грунты, совершим полномасштабный выезд на объекты.

Позитивные тенденции 2018 года – на ремонт дорог выделят больше денег, продолжится реализация программы «Безопасные и качественные дороги», а контролировать качество работ будет независимая лаборатория. Однако нас тревожит, что сейчас снова идёт монополизация рынка. Все лоты по ремонту дорог опять поделили между собой два крупных муниципальных предприятия.

Читайте также: