Весной 2018 года мы рассмотрели целый ряд резонансных законопроектов. Большую дискуссию вызвал закон об уголовной ответственности за пособничество санкциям и исполнение санкций на территории РФ. С нашей точки зрения, данный документ вполне обоснован.

К нам уже поступали жалобы, когда российским гражданам в своей стране отказывают в самых простых вещах, выполняя законы другого государства, принятые с нарушением международного права и направленные против нашей экономики. Причём речь не идёт о сложных кредитах, инвестициях, открытии филиалов. Компаниям отказывают в проведении обычных операций, где к контрагенту предъявляется стандартный набор требований. Напрашивается аналогия: если человек зашёл в кафе пообедать, от него требуется только прилично себя вести и расплатиться по счёту. Если вдруг владелец заведения откажет ему в обслуживании из-за инвалидности или другого цвета кожи, то будет привлечён к ответственности за незаконную дискриминацию. Так же несправедливо, когда с предпринимателем отказываются работать только потому, что он включён в санкционные списки другого государства.

Первая версия законопроекта предусматривала уголовную ответственность должностных лиц, организаций и компаний. Второй состав предполагал введение ответственности для российских граждан, которые вопреки интересам собственной страны участвуют в составлении западных санкций, призывая к этому, составляя списки, давая консультации, по каким секторам экономики больнее ударить.

Закон был принят в первом чтении одновременно с контрсанкционным пакетом. После этого к нам обратился Российский союз промышленников и предпринимателей. Они выразили мнение, что данный проект повредит экономике или ухудшит инвестиционный климат. Мы отложили рассмотрение закона во втором чтении. Состоялось заседание совета по законодательству, в котором участвовали представители бизнеса и эксперты. Сейчас думаем над их предложениями. Очевидно, что вторая часть, которая касается ответственности за пособничество санкциям, останется в итоговой версии документа. Относительно отказов в сотрудничестве пока обсуждаются разные варианты. В том числе перевести ответственность в Административный кодекс и наказывать штрафами, обозначить особые ситуации, когда организация находится в обстоятельствах непреодолимой силы или когда неисполнение санкций может принести гораздо больший вред экономике. Дискуссия продолжается. Ко второму чтению выйдем с решением, которое поддержит большинство.

Отдых под контролем

Наступает пора летних лагерей. По инициативе заместителя председателя Госдумы РФ Ирины Яровой подготовлен и принят законопроект, который должен сделать летний детский отдых более подконтрольным. В документе прописан целый перечень мер, в том числе размещение всей необходимой информации, обеспечение общественного контроля над оздоровительными лагерями и туристическими маршрутами.

Совет регионов

Инициативы Госсовета УР получают широкое рассмотрение. Так, республиканский парламент выходил с важной инициативой об оснащении всех мест массового скопления людей автономными наружными дефибрилляторами. С помощью этого прибора любой прохожий без специальной подготовки, слушая аудиоинструкцию, может запустить остановившееся сердце человека. В таких ситуациях счёт идёт на минуты. Мы полностью поддержали эту инициативу. Но правительство не готово поддержать законопроект в таком виде, поскольку там заявлены достаточно жёсткие нормы, а реализация потребует серьёзных затрат. Мы подготовили другой вариант документа, который вносит положение о возможности применения данных приборов и обязывает кабинет министров подготовить нормативный акт, посвящённый внедрению дефибрилляторов. Будем работать над тем, чтобы постановление правительства было как можно ближе к первоначальному варианту проекта.

Мы заинтересованы в том, чтобы законопроекты из регионов проходили одобрение в Госдуме РФ. Однако пока статистика не радует. В этом созыве около 18% всех рассматриваемых законопроектов внесены регионами, а одобрены только 1,5% из них. Чтобы улучшить статистику, «Единая Россия» создаёт Совет руководителей фракций всех законодательных органов России. В нём сформирована комиссия по предварительному рассмотрению инициатив заксобраний, которую я возглавил. В состав комиссии вошёл и руководитель фракции в Госсовете УР Анатолий Наумов. Думаю, это поможет, чтобы инициативы регионов беспрепятственно проходили рассмотрение в Госдуме и как можно чаще реализовывались.

Депутат Государственной Думы РФ, заместитель Руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ