В первую очередь хотелось бы отметить проведённые в республике мероприятия по централизации системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд учреждений и предприятий республики. Такого опыта «всеобщей централизации закупок от 1 рубля», как в Удмуртии, в других регионах нет.

 

Близится к завершению процесс централизации закупок региональных заказчиков и заказчиков муниципальных образований в рамках 44-го и 223-го ФЗ в едином уполномоченном учреждении – «Региональном центре закупок УР», подведомственном Минфину. Общее количество заказчиков, осуществляющих закупки через Региональный центр закупок, уже составляет более 2 900 учреждений и предприятий.

Проведена большая работа по автоматизации и цифровизации закупочного процесса: закупки осуществляются через государственную информационную систему с использованием единых документов, по общим правилам, продолжается наполнение регионального каталога товаров, работ, услуг, который в настоящее время насчитывает уже свыше 10,5 тыс. позиций.

Кроме того, на территории республики продолжает функционировать и развиваться электронный магазин «Малые закупки Удмуртской Республики». Электронный магазин стал возможностью для небольших региональных поставщиков попасть на рынок «малых закупок». Экономия по результатам проведения котировочных сессий в электронном магазине составляет в среднем 11,5%. И это очень хороший результат.

Важным направлением является работа по снижению госдолга региона. Она ведётся в приоритетном порядке с 2017 года, в 2019 году мы достигли снижения почти на 1 млрд руб., и в соотношении с объёмом доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений наши показатели соответствуют условиям соглашений с Минфином РФ. Задача снижения госдолга на 1 млрд руб. стоит в числе основных и на 2020 год.

Удалось значительно снизить расходы на обслуживание госдолга республики, с банками проводится рефинансирование ранее привлечённых кредитов под более низкие процентные ставки. Активно используется механизм краткосрочных бюджетных кредитов из Управления Федерального казначейства по УР по ставке 0,1% годовых, что позволяет не привлекать коммерческие кредиты и снизить расходы бюджета по уплате процентов (ежегодно до 300 млн рублей). Свидетельством позитивных изменений в регионе является рейтинг агентства «Эксперт РА»: в мае оно повысило рейтинг кредитоспособности Удмуртии до уровня ruBBВ-. В 2020 году задача финансового блока правительства – получение кредитного рейтинга уровня «А» для повышения инвестиционной привлекательности республики.

В 2019 году в Удмуртии стартовал очень важный проект «Наша инициатива. Родниковый край», основанный на принципах инициативного бюджетирования. Это механизм расходования бюджетных средств при непосредственном участии населения в определении и решении социальных проблем местно¬го уровня. Жители поселений и городов путём открытого обсуждения и голосования на местных собрани¬ях выбирают наиболее важную проблему своего населённого пункта, подключаются к обще¬ственному контролю за реализацией проектов и непосредственному трудовому участию в них, что способствует бережному отношению к созданному объекту. В 2019 году в отборе участвовала 141 заявка, из которых 84 приняты к реализации. Общая сумма, которая направлена на реализацию этих проектов в 2019 году с учетом софинансирования от жителей, составила 76 млн рублей.