Первый мэр Ижевска Анатолий Салтыков, несмотря на отсутствие активности в публичном пространстве и соцсетях, внимательно наблюдает за развитием города. Чего больше в таком внимании – профессионального или личного отношения к любимому городу, Анатолий Иванович рассуждает накануне своего семидесятилетия на страницах «Деловой Репутации».   

Я по-прежнему живу в Ижевске. Уже в течение 50 лет.  Конечно, в последние годы Ижевск активно меняется. И изменения прежде всего среды – технологической, социальной – очень сильно влияют на отношение людей к своему городу. Сегодня уже недостаточно просто возводить новые объекты. Важна прежде всего удобная функциональная инфраструктура: где отдохнуть, прогуляться, есть ли в шаговой доступности медицинские учреждения и прочее. У людей появился доступ к высоким технологиям, они активно используют Интернет, ценят своё время и не хотят тратить его на очереди в магазинах или на приёме у чиновника.

Если раньше Ижевск был городом сугубо индустриальным, то сейчас эта ситуация меняется. Большой удельный вес в городской экономике занимают торговля, сфера услуг. Человек постоянно стремится к улучшению окружающей его среды. Мы в своё время тоже многое для этого делали. Например, проводили конференции по устойчивому развитию Ижевска, принимали программу «Здоровые города». Всё это было нацелено именно на создание комфортной городской среды.  В этом отношении Ижевск должен стремиться к практике лучших городов.

Инициатива должна быть местной

Можно ли сегодня назвать Ижевск современным городом? Мы скорее на стадии развития. Главное, на мой взгляд, что появились группы людей, которые «болеют» проблемами города, – клуб независимых экспертов, активисты программы «Живые города». Без участия населения невозможно решить элементарные проблемы. Во многих странах общественное участие приносит очень большую выгоду. В Германии, например, эта деятельность оценивается порядка 70 млрд евро в год, а в Англии – порядка 150 млрд евро. Не уверен, что кто-либо оценивал объём деятельности общественных активистов в России…

Их роль, безусловно, возросла, но пока им не хватает веса и влияния, чтобы быть услышанными и эффективными. Хорошо, когда инициатива идёт от общественников.  Посмотрите на систему местного самоуправления той же Англии. Там всегда многие вопросы решали местные общины. Мы сегодня вынужденно приходим к этому, так как само государство нас к этому подвигает, становясь участником софинансирования многих городских проектов. Это нормально: вкладывая свои деньги в обустройство дворов или подъездов, люди затем бережней относятся к этому имуществу. Но почему только большинство этих программ – федеральные, я не понимаю. Они должны быть местными.

В 90-е годы мы большинство вопросов в городе решали самостоятельно. Приведу один пример. В те годы была огромная проблема с беспризорными детьми, которые жили на чердаках и в подвалах. Куда их девать? Это же наши дети. Поэтому мы на заседании Городской думы приняли решение, построили два детских приюта. Не ждали федерального финансирования и ни у кого помощи не просили.  И хотя в бюджете Ижевска никогда не было свободных денежных средств, но у города оставалось достаточно рычагов и ресурсов для решения насущных проблем.

Сегодня фактически нет государственной политики в области местного самоуправления.  Основной посыл 90-х годов: сильный мэр – сильное местное самоуправление. И действительно, главы городов того времени буквально вытащили на себе все экономические реформы. Мы в рамках Союза российских городов постоянно собирались и вырабатывали эффективные механизмы работы в тяжелейших условиях тех же неплатежей. Эпоху взаиморасчётов страшно вспоминать. Главы городов тогда были самыми лучшими антикризисными управляющими. Мы не боялись брать на себя ответственность. Когда от решений мэра и депутатов зависит функционирование городского хозяйства, ты вынужден найти эффективные методы решения проблем.

Основа ответственности и результативности – всенародное избрание главы города. Моя позиция в этом вопросе остаётся неизменной. Централизация власти и доходов, назначение мэра не дают развития городу. Люди сидят и просто ждут команды: скажут тебе делать общественное пространство, будешь делать общественное пространство, скажут строить парк и дадут немного денег – пожалуйста. Это губительно для развития города.

Парадоксы современности

Политику перераспределения налогов между уровнями власти государство обещало пересмотреть ещё в 2004 году. Наш народ всё-таки очень терпеливый, мы по-прежнему ждём этого. А межбюджетные отношения города и республики должны учитывать потенциал Ижевска. Он всегда был выше потенциала республики. Город всегда и во всём был локомотивом. Все экономические реформы Удмуртия реализовала благодаря Ижевску. Чем больше в своё время оставалось средств в бюджете Ижевска, тем больше был стимул городских властей развивать экономику. Сегодня мотивации нет никакой: чем больше ты развиваешь экономику, чем лучше работают предприятия, тем больше денег у города забирают в виде налогов!  Парадокс – город не получает никакой выгоды от экономической деятельности предприятий. С прибылью работает предприятие или вообще не работает – на развитие городского хозяйства это никоим образом не влияет.

Какими главными качествами должен обладать сильный мэр? Прежде всего, политической волей. Умением находить компромисс. И это ничуть не противоречит первому. И третье качество – стратегически мыслить и стратегически действовать. Надо всё время смотреть вперёд. Это ключевой вопрос для главы любого города. Правильная стратегия – это механизм запуска и привлечения новаций и инвестиций.

Каковы сегодняшние позиции Ижевска в Союзе российских городов? Важно, что Ижевск там остался. Конечно, изменилось многое. В своё время Конгресс муниципальных образований создавался по инициативе мэров как орган, необходимый для прямых контактов с федеральными органами власти. Некая мини-Госдума для муниципалитетов, своя палата парламента. Чтобы главы городов могли напрямую давать свои предложения, вносить законодательные инициативы в Госдуму и Совет Федерации, для их официального рассмотрения. Невозможно было даже представить, чтобы на заседания Конгресса кто-то из профильных министров или администрации Президента России не пришёл. Такой силой в те времена обладал Конгресс. Но потом его порядок формирования был изменён, и мэров постепенно заменили представители губернаторов. А регионы, как мы знаем, у нас и так представлены в Совете Федерации. Роль Конгресса муниципальных образований и Союза российских городов сегодня, к сожалению, снизилась.

В городе все равны

Я часто общаюсь с ижевчанами. На улицах узнают, но уже не так активно задают вопросы. В основном спрашивают о жизни, почему не остался в Москве.  Я люблю Ижевск. И мои самые любимые места в Ижевске не изменились. Это Центральная площадь и, конечно, пруд. Я от него в восхищении, весь его знаю. Нужны немалые усилия и немалые деньги, чтобы сделать «живыми» и площадь, и набережную.

Проектировщики сегодня очень сильно связаны бизнесом по рукам и ногам. Но ведь есть генеральный план города. К сожалению, его часто корректируют не в лучшую сторону, в пользу застройщиков. Императрица Екатерина II в 1785 году подписала Жалованную грамоту городам. Это был первый законодательный акт, регулирующий «права и выгоды» российских городов. Там первым пунктом стояло, что генеральные планы городов утверждаются её высочайшим повелением. Чтобы никому не повадно было в корыстных целях их менять. Застройка должна идти комплексно. В советское время для застройщиков существовало требование пятипроцентных отчислений на капвложения. Городская власть их распределяла на строительство объектов социальной сферы, межквартальных сетей… Правильная была схема. А сегодня нередко бизнес берёт на себя обязательства по благоустройству той или иной территории или восстановлению того или иного объекта при условии «небольшой» корректировки генплана. Это неверный подход.

Нужна стратегия. Кто-то сделал расчёт, сколько Ижевску необходимо жилья?  Мне не всегда понятно, каким образом принимаются решения о строительстве новых жилых комплексов, например, в районе улицы Холмогорова, которая и так уже перегружена транспортом. Почему тот же Александровский жилой район, освоение которого было подготовлено в 90-е годы, до сих пор не развивается?  Почему в центре и в Устиновском районе огромное количество торгово-развлекательных центров, объектов социально-культурной сферы, а в Ленинском – заметно меньше? Нужно развивать все районы, создавая равные достойные условия для ижевчан, независимо от места проживания. Это всё и есть элементы долгосрочной стратегии – стратегии устойчивого развития города.