Анастасия Власова. Общественная палата Ижевска, власть и неудобные вопросы

Чуть более года назад в Ижевске был сформирован новый, уже шестой по счёту, состав городской Общественной палаты. С учётом пристального внимания в последние годы к деятельности общественных организаций, поддержке инициатив граждан и их сообществ работа Общественной палаты Ижевска также находилась в фокусе интереса. Её председатель Анастасия Власова рассказывает об итогах первого полноценного года работы нового созыва.

 

Новые команды

В целом я бы назвала первый полноценный год нашей работы продуктивным. Состав палаты достаточно сильно обновился, но чтобы сработаться и эффективно распределить обязанности, потребовалось немного времени. Конечно, далеко не всё задуманное удалось осуществить – нам пришлось заново выстраивать как процессы внутри палаты, так и взаимодействие с органами власти и НКО. И эта полная перезагрузка вносила свои коррективы, особенно на первоначальном этапе. С другой стороны, мы сразу настроились на то, что организационные изменения должны идти параллельно с основной работой. Поэтому без раскачки приступили к разработке и реализации сразу нескольких новых и достаточно масштабных проектов. Думаю, здесь сыграло свою роль и обновление республиканской и муниципальной власти. Новые команды, настрой на эффективность, амбициозные задачи и высокий темп работы – всё это ментально близко и лично мне, и большинству членов палаты. Поэтому мы постарались максимально быстро выстроить взаимодействие и начать работу в том же темпе.  

Честно и открыто

Один из важнейших для нас проектов – «Честные продукты – детям!». Его цель – обеспечить прозрачную систему поставки качественных продуктов в детские сады, а со временем – и в другие бюджетные учреждения Ижевска. За год совместно с Союзом потребителей Удмуртии, Россельхознадзором и администрацией города мы отправили на экспертизу 45 образцов продуктов, поставляемых в садики города. 13 из них проверку не прошли. Также была выявлена поставка маргарина под видом сливочного масла и обнаружены подпольные цеха по производству фальсификата. Но главный итог первого года проекта – удалось изменить процедуру проведения торгов, которая позволяет отсечь недобросовестных поставщиков. 

Ещё одно из наших основных направлений – поддержка НКО. Помимо текущей работы, мы впервые провели конкурс «Обычный герой», направленный на выявление и продвижение лучших социально-благотворительных инициатив. На конкурс было представлено более 40 проектов. Победители получили гранты на их информационную поддержку. Также совместно с фондом «Сообщество» и Общественной палатой УР мы провели «Кадровую школу НКО», где опытом работы с представителями некоммерческих организаций поделились региональные и федеральные эксперты.

Общественная палата не могла остаться в стороне и от популяризации истории родного города. Многие интересные исторические места горожане видят практически ежедневно, но просто не знают о них. Так появился проект «исторического» трамвая «Прогулки по Ижевску». Одноимённая рубрика в газете «Центр» и на сайте Izhlife.ru выходит уже много лет. А в прошлом году она вышла с газетных и веб-страниц прямо в город. Всего на «историческом» трамвае прокатились почти 90 тыс. человек, ещё более 100 тыс. познакомились с проектом в соцсетях.

Открывая власть

Как я уже сказала, мы выстраивали абсолютно новую схему взаимодействия с органами власти. Учитывая городской статус палаты, для нас, конечно, приоритетно сотрудничество с муниципалитетом. Честно сказать, были и определённые недопонимания, и сложности, и споры. Но благодаря личной позиции главы города Олега Бекмеметьева, который придаёт очень большое значение работе с общественниками, все проблемы удавалось преодолевать. Что касается независимости, то никакого давления от кого-либо из чиновников по тому или иному вопросу лично я за этот год не испытывала ни разу. Более того, это им приходится привыкать и к неудобным вопросам с нашей стороны, и к большому количеству обращений, и к увеличению публичности. Так в рамках проекта «Открытая власть» была проведена целая серия прямых радиоэфиров с главой города и главами районов. По ним мы получили более 700 вопросов и обращений от горожан. Наиболее актуальные вопросы и сложные ситуации, которые не удалось с ходу решить, взяты на контроль и в городской администрации, и в Общественной палате. В наступившем году мы обязательно продолжим эту практику.

Что касается республиканского уровня, то с региональной властью и Общественной палатой Удмуртии мы регулярно «сверяем часы», чтобы двигаться в одном направлении и при необходимости объединять усилия.

Общественный контроль

Многие обращения и вопросы мы стремимся переводить в плоскость системных решений, обсуждая их в рамках всесторонних дискуссий, круглых столов и по итогам готовя запросы для принятия нормативных изменений в необходимые документы. Да, обращения ОП имеют «рекомендательный» характер, но это совсем не значит – «необязательный». В наших силах выстроить работу так, чтобы рекомендации учитывались в работе муниципальной власти. И такие примеры уже есть – начиная от изменения конкурсных процедур по закупке продуктов для бюджетных учреждений и заканчивая участием членов ОП в формировании списков ремонта дорог и тротуаров. Другой вопрос, что, конечно, в этом направлении нужно переходить на более системную основу. Речь идёт о так называемых «нулевых чтениях» важнейших решений перед их рассмотрением в гордуме или администрации. При такой схеме эксперты ОП смогут ещё на этапе разработки документа внести в него коррективы, учитывающие интересы общественности. В прошлом году мы начали обсуждать эту схему, думаю, пора переходить от слов к делу. 

Специфика 2020 года и последующих лет в том, что со всей страной мы вступаем в большой предвыборный цикл, от законного и прозрачного проведения которого зависит наша жизнь на несколько лет вперёд. Наша совместная задача – обеспечить общественный контроль за легитимностью выборов. Также мы будем усиливать наши наиболее значимые и крупные проекты, расширять взаимодействие с городскими властями и, конечно, обеспечивать всестороннюю поддержку деятельности НКО.