«Pressure. Changes everything, pressure…«
John Milton, The Devil’s Advocate

Любой кризис – это не только время возможностей. Это еще и ситуация дополнительного давления, в которой люди теряют маски и часто показывают себя такими, какие они есть. Нынешняя пандемия COVID-19 – это как раз такой кризис. Полноценный «Черный лебедь», беда-которой-не-ждали, настоящее испытание: и для системы здравоохранения, и для адекватности и здравого смысла граждан, и для мышления и совести предпринимателей.

Мир ценой тысяч жизней нашел стратегию, которая позволяет снизить скорость распространения вируса, сгладить пиковую нагрузку на больницы и, в конечном счете, спасти как можно больше людей. Эта стратегия – суровый карантин и массовые меры социальной изоляции. Это закрытие всех общественных пространств, университетов, школ, спортзалов, бассейнов, кинотеатров, ресторанов, даже детских площадок в парках. Это запрет на любые сборища, это ограничения даже на право коллективного выхода в магазин. Это новые паттерны поведения: здороваемся взмахом руки, кнопки нажимаем локтем, руки моем 10 раз в день.

Такая стратегия спасет жизни – но, увы, она сама несет смерть для многих бизнесов. Социальная изоляция означает, что кафе, рестораны, креативные студии, детские развивашки и любые другие малые предприятия не могут работать, просто потому, что не имеют права собирать вместе людей – а это и есть суть их деятельности. Собираться нельзя – а аренду, зарплату, социальные взносы платить нужно. Не нужно обманывать себя – многим не выжить. Потому что меры социальной изоляции не отменят через пару недель. По самым оптимистическим прогнозам, чрезвычайный режим продержится пару месяцев, по реалистичным прогнозам специалистов – до полугода. Лишь ничтожный процент малых бизнесов располагает финансовой подушкой, которая позволит пережить эту финансовую зиму. Да и что потом? За месяцы простоя разбегутся сотрудники, потеряется бренд, люди, которые были вашими лояльными клиентами, найдут себе другие занятия.

А жить-то хочется. И есть предприниматели, которые радуются тому, что запрет собраний в России носит пока рекомендательный, а не обязательный характер. Они зазывают людей: яркой рекламой, скидками, эпатажным бесстрашием на фоне массовой паники, привлечением знаковых персонажей. Что не запрещено, то разрешено, не так ли? Кто-то уже закрылся – а мы еще празднуем и пируем. И надеемся, что так и продержимся. Трусы умрут, а мы будем жить.

«Бокалы пеним дружно мы
 И Девы-Розы пьем дыханье…
«
 А. Пушкин,
«Пир во время чумы«

Они просто не понимают. Требования социальной изоляции – это не очередная веселая игра про то, как обойти правила и оказаться самым смелым и удачливым. Это массовое единение тех, кто хочет жить, хочет, чтобы жили их пожилые родители, их друзья, страдающие астмой, их клиенты. Сейчас речь идет не о том, чтобы снова суметь извернуться и заработать, а о том, как спасти жизни. Я не верю, что предприниматели этого не понимают. Я многих из них учил и консультировал – это умные и смелые люди, которые год за годом успешно развивались в недружелюбной и беспощадной российской действительности. Они не привыкли отступать и не умеют сдаваться. Они сильные и готовы сражаться.

Увы, люди вокруг не всегда такие сильные. У многих слабое сердце, хронические заболевания, сниженный иммунитет. Мы придем на сладкий зов – и заболеем. А даже если мы здоровы как быки, мы принесем заразу домой.

Предприниматели сильные. Они не отступят перед вирусом. Даже когда официально запретят – они найдут способы как-то, но продолжать собирать людей вместе. В конце концов, это не первый запрет, который они научатся обходить. Единственная надежда общества – на слабых. То есть на нас, клиентов.

Берегите себя. Не слушайте тех, кто зовет вас сейчас на посиделки, игры, тренинги и мастер-классы. Они хотят бороться, хотят работать и зарабатывать. Они готовы дать вам сейчас классные услуги по отличной цене. Им нужно выжить. Увы, многим из них не хочется думать о том, какой ценой будет добыто это выживание. Они не могут не понимать, что творят – они же умные. А значит у них просто нет совести, и они готовы поставить выживание своего бизнеса выше выживания людей. Выше своих друзей, выше их детей и родителей. Возможно, они действительно спасутся – но это будет оплачено смертью.

Не попадайте в эту ловушку. Сидите дома, мойте руки, читайте книги. Остановите тех, кого сможете. Общайтесь к друзьями в скайпе, чтобы у них не было искушения выйти без надобности на улицу. Вместе смотрите кино, пейте вино, играйте в Доту… Если мы все вместе это сделаем – через полгода выйдем в дивный новый мир и с удовольствием пожмем руку тем, кто сохранил совесть.


Материал с сайта https://morov.ru публикуется с разрешения автора