2019 год авиакомпания «Ижавиа» начинала с дефолтной ситуации, а заканчивает очень эффектным инфоповодом: предприятие начало выполнять регулярную программу на самолёте Boeing 737-800. Генеральный директор АО «Ижавиа» Александр Синельников подводит итоги года и рассказывает о том, как состоялся неожиданный почти для всех переход на Boeing.

Сначала официально: с 1 ноября авиакомпания «Ижавиа» совместно с авиакомпанией SmartAvia начала выполнять регулярные рейсы по маршрутам Ижевск – Москва и Ижевск – Санкт-Петербург. Мы выбрали АК SmartAvia как оператора, который предоставляет нам воздушное судно с экипажем. Это рейсы совместной эксплуатации.

Такое сотрудничество страхует нас от многих проблем, таких, например, как технические неисправности бортов, вопросы, связанные с резервированием, технической готовностью. В данном случае ответственной перед нами как перед заказчиками является АК SmartAvia, а мы несём солидарную с ней ответственность перед нашими пассажирами. Это достаточно распространённая практика, и многие компании так работают. Говорить о том, что авиакомпания «Ижавиа» взяла в аренду какой-то конкретный самолёт, неверно.

Самолёт предоставляется нам с экипажем. Вопросы питания на борту – ответственность наша. По топливу – заправляемся по принципу «где выгоднее», а выгоднее, разумеется, при выполнении рейсов из Ижевска – в Ижевске, то есть топливо за нами, в Москве – заправляет наш партнёр.

Соглашение со SmartAvia распространяется на ежемесячную программу наших регулярных рейсов по 275 часов на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель. До 27 апреля будем выполнять полёты по этой программе. Возможно, мы её будем продлевать. Возможно, будут какие-то иные варианты, в том числе новые направления.

Да, у нас остаётся свой самолёт «Як», есть самолёты «Як-42» в лизинге. Но в основе решения –экономика и только экономика. «Як-42» – замечательный советский самолёт, построенный огромной нефтедобывающей страной СССР, где топливо стоило копейки. И, действительно, на нём летать надёжно, но в современных условиях дорого. Он помогает нам зарабатывать деньги на чартерных программах, но на регулярных рейсах он нас топит.

Затраты на организацию рейса на самолёте «Як-42» и самолёте «Боинг-737», в общем-то, сопоставимы. Есть небольшая разница в пользу «яков», но мы должны понимать, что «Як» везёт 104 пассажира, а «боинг» – 189 пассажиров. Колоссальная разница. Тратим примерно столько же, но «боинг» везёт в два раза больше, соответственно, сокращаются удельные расходы на одного пассажира.

Поэтому к регулярным рейсам на «Як-42» авиакомпания «Ижавиа», скорее всего, уже не вернётся. Разумеется, мы поддерживаем резервирование программы полётов нашими воздушными судами, всякое может случиться: техническая неисправность, очень тяжёлые погодные условия. На этот случай у нас предусмотрен план действий, так что всё под контролем. Но и в этом случае ответственность у нас разделена с опытными партнёрами и рискуем мы значительно меньше.