Зачастую наша жизнь превращается в день сурка и становится делом привычки. Такой расклад может кого-то устроить, но Александр Овчинников с этим никогда не соглашался. Как вздохнуть полной грудью, сидя дома? Как испытать непередаваемые эмоции во время похода в магазин? Желание выйти за рамки привычного подтолкнуло Александра на путешествие, которое точно останется в его сердце навсегда. Частью своих эмоций он поделился с нашими читателями.

Всё начинается с желания

С детства в моей голове жила идея побывать на Северном и Южном полюсах. Хотелось отправиться в путешествие на ледоходе. Но возникли некоторые трудности, и на тот момент поездка стала невозможной. Однако, как это обычно бывает, в поисках одного находишь другое. В августе 2019 года я узнал о возможности оказаться в кругосветном путешествии, а именно пересечь Атлантический океан на легендарном барке.

Известный со времён Второй мировой войны барк «Крузенштерн» принимал участие в кругосветной экспедиции в честь 200-летия открытия Антарктиды российскими мореплавателями и 75-летия Великой Победы. Часть маршрута, в котором можно было принять участие, шла из испанского Тенерифе до бразильского Рио-де-Жанейро и пролегала через экватор, куда именно я планировал попасть. «Крузенштерн» раз в несколько лет совершает кругосветные путешествия, пропустить шанс я не мог.

Несмотря на то, что я узнал об отправлении за полгода, на корабле оставалось всего два места. Я решил: для любого мужчины приключение – это важно. Пройдёт 20 лет, и я буду больше жалеть о том, чего не сделал, чем о том, что сделал, поэтому без сомнений согласился. С этого момента и началось моё кругосветное путешествие!

Предвкушение

Перед тем как оказаться в числе участников, мне пришлось пройти полный медицинский осмотр. Кроме анализов, к примеру, это и обследование у психиатра. А также собеседование с организаторами. Рассказал о своём жизненном опыте, физической подготовке и желании работать на судне. Всё это делалось для того, чтобы проверить, готов ли я к подобному испытанию.

После этого я уже мог внести первую часть платы за путешествие. Моя путёвка на корабль стоила чуть дороже, чем обычная поездка на двоих на Карибы. Она давала мне право жить в обычной каюте с двухъярусными кроватями и быть частью команды. Конечно, у меня была возможность приобрести люкс-каюту для одного. За неё пришлось бы отдать около 800 тыс. рублей. Но я практически сразу решил, что хочу быть не просто туристом, отдыхающим, лежа на кровати, а с головой погрузиться в жизнь моряков. Мне хотелось получить новые навыки, драйв от путешествия. Кроме этого, поучиться у людей, которые могут оставить бизнес на месяц без участия в оперативном управлении. Подумать только, 24 дня в Атлантическом океане, без связи, без Интернета! Я никогда не принимал участие в подобных путешествиях на воде. Мой максимум – это катер на Каме или на Ижевском пруду. Всё это будоражило, было таким неизвестным, но в то же время привлекало своей загадочностью.

Перед поездкой я получил от организаторов список необходимых вещей. В обязательном порядке нужно было иметь обувь с каблуком для подъёмов на мачты и комплект тёплой одежды. На судне запрещались алкоголь и чемоданы. Свои вещи я собрал в рюкзак на 16 литров и уже на корабле осознал чемоданный запрет. Наши каюты были не очень большими, при росте 180 см я упирался головой в потолок и следил, чтобы не удариться о косяк двери. Чемодан в этой ситуации – последнее, что поместится в каюте.

Отчаливаем!

Я вылетел в Испанию за семь дней до плавания и потратил их на акклиматизацию и знакомство с островом. Чуть позже в порт Тенерифе прибыло наше судно и сразу же привлекло всеобщее внимание. Даже в испанских газетах упомянули о прибытии «Крузенштерна». В то время, пока мы готовились к отправлению, барк ждал одобрения международных организаций. Мне же за совместным ужином удалось познакомиться с такими же, как я, участниками путешествия – двумя девушками и пятью мужчинами. На следующий день нас отправили на заселение и представили куратора, капитана-подводника в отставке. Именно он в ходе путешествия обучал нас, давал советы и курировал занятия. Теория моментально сменялась практикой на палубе или работой с картой.

26 декабря мы вышли из порта Тенерифе, но практически сразу по форс-мажорным обстоятельствам причалили к соседнему острову Гран-Канария. Как оказалось, в Тенерифе нам не дали разрешение заправиться. Не знаю почему, но, скорее всего, у этого решения были какие-то политические мотивы. Так как нужно было заправить около 300 т топлива, то на это было потрачено несколько дней. И лишь 31 декабря мы были готовы к отправлению. В итоге ситуация сыграла в нашу пользу: мы не успели далеко отплыть, в наших мобильниках была сеть. Я успел позвонить семье и встретить с ними Новый год прямо в Атлантическом океане. Если бы мы не задержались в начале пути, то, вероятнее всего, я бы уже не смог дозвониться до близких и не испытал бы таких эмоций! Алкоголь на борту, как я уже сказал, был запрещён, но бутылку шампанского, приобретённого прямо на Тенерифе, мы аккуратно распили и поздравили друг друга, встретив 2020 год за общим столом.

Посреди Атлантики

Возможно, из-за задержки капитан принял решение проложить кратчайший маршрут и пойти с включёнными дизельными двигателями и расправленными парусами, чтобы увеличить скорость до 12 узлов (22 км/ч).

Первые два-три дня на корабле мы потратили на акклиматизацию. Сам океан был достаточно спокойным, но кому-то даже пришлось принимать таблетки от качки, и пару дней нам понадобилось на то, чтобы прийти в себя и освоиться на корабле.

2 января началось обучение и работы на судне. Каждый день мы вставали в 7 утра и отправлялись на зарядку, потом на завтрак, всего же в день у нас было четыре приёма пищи. Когда ты находишься на корабле, из-за постоянной качки мышцы-стабилизаторы всё время в работе, поэтому за день ты теряешь около 3000 калорий. Ели всегда вкусно и плотно, кормили строго по ГОСТу. Блюда были очень разнообразные и аппетитные.

Между приёмами пищи мы проходили обучение или занимались разнообразными работами на корабле. Лично я на капитанском мостике с помощью шкурки снимал с перил старый лак и наносил новый. Регулярно проводились уборка и ремонтные работы, чтобы судно сохраняло свой первозданный вид. Однажды нам пришлось изрядно постараться, занимаясь уборкой корабля после песчаной бури. Её принесло ветром из Африки, после чего вся палуба была в пыли!

Но даже такие бытовые моменты нас не тяготили, вся деятельность на судне вызывает иные эмоции, чем на суше. Ты чувствуешь себя частью корабля и постоянно хочешь сделать что-то ещё для своей команды. Ох уж эта рабочая романтика!

Ежедневно я узнавал что-то новое. Новые термины, правила, обязанности. Как мне кажется, так и не смог привыкнуть к «парусному авралу». Он всегда застаёт врасплох. В любой момент на судне может раздаться сигнал тревоги. В каком бы месте ты его не услышал, нужно подняться на палубу и выслушать указание капитана. Это может быть изменение курса, изменение угла паруса или взаимодействие с мачтами. За каждым из нас была закреплена определённая мачта. Карабкались мы по ней без страховки. Необходимо соблюдать правило «трёх точек опоры» и, только забравшись наверх, страховку можно закрепить. Складывание или развёртывание парусов, хождение по вантам – всё это часть парусного аврала. Обычно после него ты зарабатываешь мозоли, но учишься резко переключаться и быстро реагировать на происходящее.

Работая на корабле, я часто брал с собой небольшую камеру, чтобы вести ежедневный видеодневник, где описывал все свои эмоции и, конечно же, снимал то, что меня окружает. Почти каждый день я поднимался на самый верх 55-метровой мачты.

Недоступен

Нас заранее предупредили о том, что на корабле не будет мобильной связи. Мы были морально к этому готовы и телефон использовали только для съёмок или для определения местоположения корабля через спутник. Если первые два-три дня мы ещё смотрели скачанные сериалы и фильмы, то постепенно рефлекс «взять в руки телефон» ушёл. Началось общение с товарищами. Если честно, такого расслабления и лёгкости я ещё никогда не чувствовал. Я будто бы вернулся на 12–15 лет назад, когда у нас были только стационарные телефоны и мы спокойно выходили на улицу, чтобы зайти в магазин или просто прогуляться, не зависели от мобильников и не переживали по этому поводу.

Так получилось, что свой день рождения я встретил на корабле. 17 января на построении мне вручили свиток с поздравлением от моих родных и близких. Я скучал по ним, и мне хотелось с ними связаться, поэтому весточка от них стала для меня чем-то невероятным. Я наслаждался каждой строчкой, каждым словом и буквой. Казалось, что в горле стоит ком, потому что ты уже оголодал от отсутствия повседневных средств связи и очень скучаешь по семье. В тот момент я действительно осознал, как важно видеть счастье в простых вещах. В честь дня рождения мне дали возможность связаться через спутниковую связь с семьёй. Те пять минут стали для меня чудом и вызвали непередаваемые эмоции.

К слову, находящимся на корабле строго запрещено спускаться в океан. Но иногда на воду спускается шлюпка, которая курсирует вокруг корабля для осмотра его состояния. В день рождения мне разрешили поучаствовать в одном из таких «осмотров». Удалось «потрогать» океан, снять несколько видео и почувствовать себя в новой роли. Такого дня рождения у меня точно не было!

Ещё одна яркая эмоция. Далеко не у каждого в жизни выпадет возможность пересечь экватор на корабле. Смена полушарий, прохождение нулевой широты и смена зимы на лето. Мы отметили традиционный для таких случаев «День Нептуна»: в костюмах и участвуя в разных конкурсах, прошли посвящение, обвалявшись в золе и в пепле, ныряя в бассейн с морской водой, который специально поставили на палубе. Сам праздник получился очень весёлым и своевременным, потому что до этого мы уже несколько дней жили, занимаясь в основном рутинной работой, а хотелось чего-то нового.

Долгожданная земля

День шёл за днем, и мы были всё ближе к Рио-де-Жанейро. Внутри всё переворачивалось от последних событий. С одной стороны, мы не хотели, чтобы наше путешествие заканчивалось. С другой – нас ждали семьи, по которым мы все соскучились. Уже тогда мы знали, что на нашем корабле есть ребята, которые и дальше отправятся путешествовать на «Крузенштерне» до Ушуайи и мыса Горн. Мы им очень завидовали! Но меня уже в Бразилии ждала моя семья. Родные специально прилетели в Рио, чтобы меня встретить. Расставшись в Ижевске, мы готовились встретиться за 12,5 тыс. км от Удмуртии!

С ребятами, с которыми переплыли Атлантический океан, мы обменялись контактами и поддерживаем связь до сих пор. Я пробыл в Южной Америке ещё полторы недели, посетил Аргентину и Парагвай и уже потом полетел обратно в Ижевск. Так и закончилось моё плавание и переход через экватор.

Смотреть на мир по-другому

Это было приключение, которое я советую пережить каждому мужчине. Всё это повлияло не только на меня, но и на моё восприятие жизни.

Я стал намного спокойнее. Понял, что любые сложности на выбранном тобою пути – это часть дороги, по которой ты движешься. Не нужно нервничать и переживать, если что-то идёт не так. Всё пройдёт. Время уничтожает негатив. А все твои переживания – это лишняя трата энергии.

Прочь сомнения и лень, уходи из тихой гавани и лови ветер в паруса, мечтай и открывай. Жизнь по-своему сложна и непредсказуема. Но только ты можешь встретить все испытания достойно и выйти победителем.

Радуйтесь простым вещам. Цените, что имеете, не принимайте как должное и не привыкайте к этому. Цените своих близких и те эмоции, которые они вам дарят. Будьте счастливы и проживайте эту жизнь по-настоящему!