Александр Майер. Векторы экономики

В роли депутата и председателя постоянной комиссии Гордумы Ижевска я получил ценный опыт правотворческой деятельности. Переход в республиканский парламент позволил по-новому посмотреть на систему взаимодействия регионального и городского бюджетов.

Раньше я считал, что одна из основных проблем Ижевска – в нормативах распределения поступающих налогов и сборов между бюджетами всех уровней. В городской казне остаётся лишь 4% от собранных на этой территории налогов. Но когда видишь общую ситуацию, понимаешь, что не всё так однозначно. Республика тоже находится в сложном положении. По итогам 2017 года УФНС по УР фиксирует рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней примерно на 20%. Однако структура налогов такова, что 66% общей суммы, в том числе НДПИ и НДС, уходит в федеральный бюджет. Поэтому мы должны развивать в Удмуртии виды деятельности, приносящие доход как в республиканский бюджет, так и в бюджеты муниципальных образований, искать возможности для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Ситуация в экономике достаточно сложная, но не катастрофичная. При формировании республиканского бюджета в последние годы недостающие доходы компенсировались внешними заимствованиями. Новой команде главы Удмуртии и Госсовета УР пришлось столкнуться с объективной реальностью, когда доходов для выполнения всех расходных обязательств не хватает, а делать внешние заимствования уже нельзя. Сегодня принимаются абсолютно адекватные ситуации меры. За счёт активного привлечения федеральных средств удалось сохранить объём расходных обязательств бюджета на 2018 год. Важная задача – максимально эффективно выполнить расходные обязательства: через сокращение затрат, оптимизацию неэффективных расходов. Показательный пример – недавний доклад о стабилизации финансового положения АУ УР «Удмуртлес». Действия антикризисного управляющего позволили сэкономить 50 млн руб., которые можно направить на исполнение других бюджетных обязательств.

В новой реальности приходится по-другому смотреть на ситуацию, искать дополнительные источники доходов. Мы находимся в точке перезапуска, когда и исполнительной, и законодательной власти надо слаженно работать для оздоровления бюджета и экономики республики.

У промышленных предприятий региона есть реальные перспективы получения федеральных средств. Сейчас проанализированы и упорядочены меры поддержки, достигнуты договорённости с федеральными структурами о софинансировании по ряду фондов и программ. Например, заключено соглашение с Фондом развития промышленности на поддержку реализации инвестиционных проектов на сумму более 1,2 млрд руб., в 2017 году объём поддержки составил 220,9 миллиона. Это означает снижение нагрузки на бюджет Удмуртии и увеличение федерального софинансирования – и суммы значительно больше, чем могла бы предоставить только республика. Так что общий объём поддержки не сократится. Мы проводим мониторинг федеральных программ, в которых может участвовать Удмуртия. Все постоянные комиссии Госсовета УР прорабатывают свои направления и готовят соответствующие предложения.

На мой взгляд, среди всех отраслей экономики Удмуртии особенно нуждается в поддержке строительство. Финансирование программ по линии Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР в 2018 году снижено. При этом более 700 детских садов, школ, учреждений здравоохранения по всей республике требуют капитального ремонта. Для приведения в нормативное состояние указанных объектов необходима корректировка адресной инвестиционной программы республики, одновременно это позволит обеспечить заказами строителей.

Три кита

Экономическим блоком правительства УР совместно с постоянной комиссией ГС УР по экономической политике, промышленности и инвестициям разработаны и приняты законы, затрагивающие несколько направлений поддержки и ведения бизнеса.

Первое – поддержка малого и среднего бизнеса. По этому направлению было принято два ключевых законопроекта. До 2021 года продлены «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных ИП, применяющих упрощённую и патентную системы налогообложения. Практика показывает, что эта мера эффективна для легализации скрытой коммерческой деятельности и её перевода в правовое поле. Наибольшее количество патентов с нулевой ставкой было выдано как раз по тем видам предпринимательства, где трудно выявить факты незаконного ведения бизнеса: ремонт квартир, домов, автотранспортных средств, оказание бытовых услуг населению. В 2016 году этой возможностью воспользовались только 255 ИП – 3,2% от общего количества впервые зарегистрированных, а в 2017-м – уже 2467, или 30% предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

Второй законопроект касался продления действия дифференцированных льготных ставок в размере 5 и 10% для предпринимателей, выбравших УСН «доходы минус расходы».

Кроме того, мы регулярно организуем «круглые столы» и участвуем в тематических мероприятиях, посвящённых проблемам малого бизнеса. Сейчас самый больной вопрос для предпринимателей – резкий рост арендных платежей за земельные участки и налога на имущество, которые стали рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Я полностью разделяю позицию бизнес-сообщества: как планировать свою деятельность, если размер платы вырастает в разы? Мы договорились с министром имущественных отношений УР Анной Боталовой, что проанализируем обращения предпринимателей, выявим болевые точки и разработаем предложения по решению проблемы.

Следующее направление законотворческой деятельности – поддержка инвестиционной активности. Был принят ряд законопроектов, призванных повысить инвестиционную привлекательность Удмуртии. Для организаций, реализующих в регионе инвестпроекты на новых площадках – так называемых «гринфилдах» – ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а в 2018–2020 годах – до 12,5%. Это должно стимулировать бизнес вкладывать средства в развитие территорий. Ещё один закон устанавливает меры поддержки для резидентов ТОСЭР, созданных в республике. Сегодня такой статус присвоен Сарапулу, готовятся заявки от Глазова и Воткинска.

Третье направление деятельности нашей комиссии связано с регулированием в строительной отрасли. Мы приняли законопроект о передаче с муниципального на республиканский уровень полномочий по выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе. Новации коснулись Ижевска и некоторых муниципальных образований Завьяловского района. Это необходимо для упорядочения строительства на территории муниципалитетов и предупреждения градостроительных конфликтов.

Для решения проблем «обманутых дольщиков» в пакете документов по инвестиционным льготам прописана возможность входа инвесторов в проблемные объекты на этапе банкротства с последующей компенсацией затрат на строительство.

Кроме того, мы внесли изменения в закон «О градостроительной деятельности на территории УР», которые вводят упрощённый порядок получения разрешения на строительство антенно-мачтовых и линейно-кабельных сооружений связи вне населённых пунктов. Это позволило реализовать пилотный проект по строительству вышек связи в 14 населённых пунктах девяти районов Удмуртии. Надеемся, он будет реализован и в других районах республики.

Говорящие цифры

Доля продукции гражданского назначения в общих объёмах производства ОПК в Удмуртии в 2017 году выросла до 26,1%, что выше среднероссийского показателя. Сейчас основная задача – поиск рынков сбыта, где гражданская продукция предприятий региона была бы конкурентоспособной. Предстоит большая работа по сохранению уровня технологий и их преобразованию из военных в гражданские. Это вполне реально, просто надо поддерживать предприятия и отдельные инициативы. Глава Удмуртии Александр Бречалов подписал несколько дорожных карт по развитию сотрудничества предприятий с крупными потребителями – госорганами и госкорпорациями. Мощности промышленных предприятий региона сегодня недозагружены и могут использоваться для производства гражданской продукции. Задел уже создан. Первые результаты будут видны в конце 2018–2019 годов, поскольку разработка, освоение производства и изготовление серийных образцов новой продукции занимает, как правило, не менее года.

В январе-феврале 2018 года рост объёма товаров собственного производства, отгруженных организациями Удмуртской Республики, составил 110%. Часть промышленных предприятий показали темпы роста более 120%: АО «Концерн «Калашников» – 195,6%, ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» – 148%, ПАО «Ижсталь» – 128,5%, ОАО «Ижнефтемаш» –  121,2%. Динамика неплохая, хотя и отличается по отраслям. Объём строительных работ в январе-феврале показал снижение к аналогичному периоду прошлого года. Практически на прежнем уровне остаётся объём нефтедобычи – 98%. На ситуацию может повлиять обсуждаемый в Госдуме РФ законопроект об изменении системы налогообложения нефтяных компаний. Его суть в том, чтобы уйти от существующего НДПИ (платежей в виде ренты) на налогообложение разницы между доходами и затратами на добычу нефти. Это позволит изменить подход к освоению месторождений труднодобываемого сырья и повысить объёмы добычи.

Я являюсь куратором партийного проекта  «Локомотивы роста» на территории Удмуртии, призванного подготовить необходимые условия для развития экономического, технологического и кадрового потенциала страны совместно с ведущими национальными компаниями. К настоящему времени подготовлен план работы на 2018 год, определён состав Общественного совета, осуществляется мониторинг деятельности промышленных предприятий. Первоочередными задачами являются анализ кадрового потенциала региона, возможности более активного внедрения цифровых технологий.

Поможем малым

Невозможно представить развитие промышленности без вклада небольших высокотехнологичных производств. Во всём мире такие стартапы являются источником инноваций и драйверами развития.

Финансовая поддержка инновационных проектов за счёт субсидий из федерального бюджета осуществлялась Фондом содействия инновациям. Гранты получили 22 инновационных проекта из Удмуртии на общую сумму 41,4 млн рублей. В постоянном режиме осуществляется информирование инновационных предприятий (предпринимателей) о мерах поддержки и продвижения проектов с помощью официального сайта Министерства экономики УР (economy.udmurt.ru), сайта «Инновации в Удмуртии» (innovudm.ru), ведётся каталог инновационной продукции региона и база предприятий, реализующих соответствующие проекты.

Организации региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства также оказывают содействие инновационным компаниям. Микрокредитной компанией «Удмуртский фонд развития предпринимательства» в течение 2017 года выданы трём инновационным компаниям три микрозайма на общую сумму 4 млн руб. по специальной ставке 6% годовых. Три инновационных компании были размещены на льготных условиях в Республиканском бизнес-инкубаторе.

Сейчас в Госдуме РФ рассматривается проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций» (краудфандинг). Проектом закона будут регулироваться отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования.

Особое мнение у меня сложилось относительно функционирования кластеров как инструмента развития. В 29 субъектах РФ уже созданы 50 промышленных кластеров, охватывающих 1800 предприятий.

В Удмуртии реализуется проект по созданию и развитию индустриального парка «Ижевский завод», который является продолжением проекта индустриального парка «Развитие» и ориентирован на комплексную реновацию и реиндустриализацию исторически сложившейся центральной промышленной зоны Ижевска, а также развитие прилегающих территорий. Проект включён в реестр промышленных парков Минпромторга России.

Проект по созданию и развитию индустриального парка «Металлургический» реализуется объединением независимых предприятий (консорциумом) на основе соглашения в границах бывшего металлургического комплекса «Ижмаш» и прилегающего участка СТМ. В рамках проекта должны быть решены задачи по модернизации и ремонту, а также созданию новой инженерной инфраструктуры. Инициатор планирует привлечь на территорию промпарка новые субъекты МСП со специализацией в машиностроении, приборостроении, станкостроении.

Хотел бы особо отметить результаты работы ТРК «Камский берег», который действительно обеспечил рост туристического потока в Сарапул и прилегающие территории.

Читайте также: