Одна нефтяная компания сделала мне заказ написать портрет первого президента Удмуртии Александра Волкова на его 60-летний юбилей. Они хотели преподнести руководителю региона необычный подарок. Писал Александра Александровича по фотографии. Сейчас около пяти лет я пишу нефтью, но прежними материалами, например акварелью, тоже работаю.

Многие художники заявляют для большего «пиара», что работают необычными «красками». А я считаю, что нам нужно постоянно пробовать что-то новое для развития мастерства, ведь на одной ноте много песен не пропоёшь. Да и материал этот относительно дешёвый – в Удмуртии много нефти. Мне, к примеру, в своё время принесли её около полутора литров, ими я рисую до сих пор.

Нефть – материал не очень известный для художников, но писать на самом деле можно всем. Однако это достаточно сложно, почти как акварелью. Краски можно смыть, в отличие от нефти, поэтому в данной технике процесс становится необратим, как и в ситуации с чернилами. И тем, и тем бумага пропитывается насквозь. Поэтому художник должен писать хорошо и быть уверенным в своём мастерстве. Я обычно вначале делаю набросок карандашом, потом обобщаю и начинаю рисовать нефтью.

 

 

Развести этот материал можно с любыми растворителями, маслом, даже с бензином. Особенно интересно получается смешивать с киноварью. Таким образом, нефть можно окрасить в различные цвета: красный или синий, но природная «коричневатость» останется всё равно. Некоторые оттенки получаются совершенно случайно, поэтому картина нефтью – всегда некий эксперимент.

Некоторые работы можно нарисовать за полчаса, на другие затрачивается намного больше времени. Художнику нужно продумать всё: выбрать формат, сделать эскиз карандашом, решить, в светлых или в тёмных тонах будет работа. От этого зависит её настроение.

Нефтью, как и акварелью, очень хорошо получаются пейзажи и натюрморты, потому что картины выходят мягкими, с полутонами. Портреты рисовать сложнее, ведь там нужно написать максимально похоже. Иногда я использую жёлтую бумагу, например, в серии работ «Старый Ижевск», всего там уже более 35 картин. Я изображал на них город по очень давним фотографиям. Из этой серии «улица Максима Горького», «Ижевский пруд», «здание Арсенала», оружейный завод и многое другое. Иногда меня называют серийным «маньяком», то есть художником, потому что я график и рисую сразу множество работ. За пять лет практики работы с нефтью я написал более 100 картин, например, серии «Русская классика» и «Сказки Салтыкова-Щедрина». Когда художник находит что-то интересное, нравящееся ему, то он начинает повторяться. На самом деле это самое убийственное для мастера, но этот материал и правда захватывает.

 

Продвигать искусство очень сложно, им интересуется весьма небольшой процент населения. И средств нет, да и город у нас рабочий. К примеру, жители Татарстана приезжают в Ижевск, приобретают работы.

Сейчас изобразительное искусство часто превращают в шоу, которое, в свою очередь, приносит деньги. Но истинные мастера, «фанатики» своего дела не задумываются о благодарности и деньгах. Одним искусством жить очень сложно, но таких людей достаточно много. В одном Париже 300 тыс. художников, в Москве только графиков – 4 тыс., в Союзе художников УР  более 100 членов, а ведь мастеров может быть раза в три больше. Я, например, живу за счёт преподавания в УдГУ в Институте искусств и дизайна. Картины же пишу для себя, иной раз нужно больше отдавать, чем брать.

КОММЕНТАРИЙ

Куратор художественной галереи La bohéme artistique Рустам Булатов:

– Картины, написанные нефтью, часто приобретают для VIP-подарков из-за их необычного материала. На сегодняшний день рынка работ в этой технике нет, поэтому цена зависит и от нашего расположения к покупателю. Иногда мы дарим работы, например, определённым лидерам мнений. Таким образом, мы знакомим население с таким необычным материалом, как нефть. Зритель пока не понимает, из чего формируется цена. Если для одного покупателя картина обошлась в 50 тыс. руб., а другому 1,5 тыс., то второй будет в замешательстве: «Мне дали хуже?» Но есть несколько факторов, от которых обязательно зависит ценообразование: оформление, размер, есть ли её копии, что изображено и т.д.

Сейчас мы готовим большую выставку для города Салават, которому исполняется 70 лет. Они попросили организовать экспозицию Александра Дмитриевича с картинами нефтью. Для них это весьма актуально, потому что сначала они нашли это полезное ископаемое, и только потом вообще возник город. Выставка продлится два месяца – февраль и март, а потом, скорее всего, «погостит» в нескольких соседних городах.

Мы отправляли серию из более чем десяти работ нефтью в Америку, там тоже изображён Ижевск. Это был подарок от нашего клиента своим друзьям. Через искусство он хотел рассказать, как изменился город после их отъезда. Ещё недавно нас пригласили в одну из галерей Санкт-Петербурга, также мы начинаем сотрудничество с региональным отделением «Дом Русско-Китайской Дружбы» в рамках «Евразийской Внешнеторговой Корпорации».

Александр КОКОРИН – график, член Союза художников России, член Международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско, заслуженный деятель искусств Удмуртии, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации