Удмуртия стала пилотным регионом, в котором в 2017 году был успешно реализован новый проект Промсвязьбанка для финансирования обновления лифтового оборудования. Совершён настоящий прорыв в области модернизации ЖКХ, и этот положительный опыт может тиражироваться на другие регионы. Подробности – в интервью старшего вице-президента – руководителя блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александра Чернощёкина. 

– Александр Владимирович, Промсвязьбанк стремится занимать проактивную позицию в поддержке регионов. В Удмуртии, как и по стране в целом, остро стоит проблема замены лифтов – многие из них эксплуатируются более 30 лет. Как банк участвует в лифтовой модернизации в республике?

– В конце 2016 года мы разработали программу факторинга по финансированию обновления лифтового хозяйства в рамках региональных программ капитального ремонта.

Она предусматривает финансирование с отсрочкой платежа, которое положительно сказывается на сроках и уровне исполнения работ.

Удмуртия стала пилотным регионом, где банк пошёл по пути кредитования управляющих компаний на цели проведения капитального ремонта. Это стало возможно в первую очередь благодаря активной позиции жителей-собственников многоквартиных домов, а также сложившимся плодотворным отношениям с республиканскими властями и управляющими компаниями.

– Сколько лифтов уже обновлено и в чём их особенность?

–  В рамках «пилота» профинансировали поставку 42 лифтов для 13 домов. Сейчас выполняется монтаж оборудования. Первый лифт будет запущен в августе текущего года.

Лифтовое оборудование в Удмуртию поставляет один из наших крупнейших партнёров – ПАО «Карачаровский механический завод». Лифты производства КМЗ соответствуют техническому регламенту Таможенного союза ЕАЭС. Они поставляются для региональных фондов капремонта по всей России. Ещё одно преимущество этих лифтов – возможность изменения комплектации в зависимости от пожеланий заказчика. Отделка, освещение и любые мелкие детали, вплоть до кнопок вызова, могут выполняться по индивидуальному проекту.

– Как работает схема финансирования? Сколько сторон в ней задействовано?

– В случае с Удмуртией – это три источника финансирования: средства собственников, накопленные на цели капитального ремонта, субсидия республиканского бюджета и кредит Промсвязьбанка.

Важно то, что выдача кредита стала возможна в большинстве случаев благодаря решению собственников МКД об увеличении тарифа по ежемесячным платежам на капитальный ремонт. Житель осознанно принимает это решение. При незначительном увеличении затрат на содержание жилья в доме уже сейчас появится возможность пользоваться новым надёжным и долговечным лифтом.

Серьёзная поддержка в нашей схеме оказывается жителям со стороны  Фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд компенсирует значительную часть процентной ставки по кредиту.

– Почему именно Удмуртия выбрана Промсвязьбанком в качестве пилотной площадки?

– Здесь работает несколько управляющих компаний, у которых налажен конструктивный диалог с собственниками МКД, в том числе в вопросах  организации капитальных ремонтов общедомого имущества. В Ижевске в значительной части случаев в качестве способа накопления средств выбрано не перечисление средств в «котёл» регионального оператора, а открытие спецсчёта. Это означает то, что жителям этих домов небезразлично состояние общедомового имущества. Они занимают активную позицию и готовы менять лифты – одну из наиболее важных составляющих инфраструктуры, связанной с безопасностью людей. Мы увидели хороший отклик и в том числе поэтому приняли решение о реализации программы в Ижевске.

– Как вы планируете развивать программу? Будет ли опыт Удмуртии масштабирован на другие регионы?

– Да, мы уже начали тиражировать его в других субъектах РФ, в частности, в Челябинской области. На рассмотрении в банке сейчас находятся порядка 10 подобных проектов.

В Удмуртии будем наблюдать за развитием событий. Если платежи будут собираться и поступать в штатном режиме, продолжим реализацию проекта в Ижевске и Сарапуле. У наших партнёров – КМЗ – подписано соглашение о сотрудничестве с Сарапульским электрогенераторным заводом, предполагающее поставки лифтового оборудования. Это позитивно скажется на реализации программы.

Вообще, внедрение новой схемы по модернизации лифтов стало практической разработкой в области финансирования капремонта. Данная тема обсуждалась в течение нескольких последних лет, и сейчас мы видим наглядный пример её воплощения в жизнь. Если продолжение проекта окажется таким же успешным, как его старт, контрагенты будут работать качественно, в перспективе мы готовы расширить перечень работ, финансируемых банком в рамках программы капремонта.

Есть мнение

Игорь КУДРЯВЦЕВ, региональный директор Промсвязьбанка в Ижевске:

– Особенность проекта в том, что в нём участвуют банк, Фонд содействия реформированию ЖКХ и правительство Удмуртии,  а также используются средства, накопленные жителями – собственниками многоквартирного дома. Мы кредитуем управляющие компании на цели замены лифтов. При этом источником обслуживания и погашения кредита являются ежемесячные платежи жителей, формирующие накопления на капитальный ремонт. Важно отметить, что реализация этой схемы стала возможна главным образом за счёт того, что жители домов приняли решение об увеличении величины взноса на капитальный ремонт.

Старший вице-президент – руководитель блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка