Нет пророков в своём Отечестве. Как в Ижевске прошёл фестиваль «Золотая маска»?

В Год театра Ижевск впервые принял в свои объятия спектакли – номинанты фестиваля «Золотая маска». С 1993 года Российская национальная театральная премия «Золотая маска» вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драме, опере, балету, современному танцу, оперетте и мюзиклу, театру кукол. Каждую весну Театральный фестиваль собирает в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

25-летие премии Ижевск отметил присоединением к 52 городам России, где уже были проведены более 120 подобных проектов. Фестивальная пора с 1 по 11 ноября позволила ижевчанам посмотреть семь спектаклей, в разные годы отмеченные премией «Золотая маска». Среди них и «Король Лир» – спектакль Русского драматического театра Удмуртии. Что удалось увидеть театралам республики? Какие спектакли произвели на них особенное впечатление? Какие плюсы и минусы открыли организаторы в этом ярком событии для Ижевска? И могут ли ижевчане рассчитывать на такой праздник театра регулярно? Эти вопросы мы задали читателям.

 

Анастасия Муталенко, заместитель председателя правительства УР по социальным вопросам:

– Проведение у нас театрального фестиваля «Золотая Маска» объединяет нашу республику со всей страной в единое культурное пространство. Это обогащает знаниями, восприятием лучших образцов театральной жизни. Мы можем прикоснуться к этому, не выезжая из Удмуртии. Трудно было организовать, но наш драмтеатр сработал безупречно! Все сотрудники были задействованы и работали 24 часа семь дней в неделю. Билеты на «Золотую маску» были раскуплены задолго до начала. Что касается нашего театрального сообщества, событие задаёт новую планку. Увидеть спектакли самых разных театров России – это возможность для наших артистов познакомиться с лучшими работами коллег. При этом стоит отметить, что театры Удмуртии находятся на очень высоком уровне, и это тоже оценили коллеги и организаторы фестиваля. Наши театры не один раз попадали в лонг-лист фестиваля, были отмечены отдельными премиями членов жюри. Это несомненный успех организаторов и руководства республики. Я посмотрела постановку театра «Мастерская П. Н. Фоменко» «Волки и овцы». Во-первых, это Островский, это классика! То, как она поставлена и как была представлена на сцене, вызывает восхищение. Насколько это мастерски сыграно и продумано! Экспрессия, страсть и невероятные эмоции.

 

Стелла Кудрявцева, директор Государственного русского драматического театра Удмуртии:

– То, что фестиваль «Золотая маска» состоялся в Ижевске, это счастье! Мы задумали его на свой страх и риск, и наша мечта осуществилась! Думаю, что это событие номер один не только для театра, но для всей культурной жизни города и республики. Считаю, что фестиваль прошёл на самом высоком уровне. Мы показали, что можем осуществлять такие большие проекты. Очень надеемся, что фестиваль «Золотая маска в Ижевске» станет традицией. Для этого у нас есть всё – и человеческие ресурсы, и творческие возможности, и публика, с нетерпением ожидающая продолжения. На всех спектаклях нынешнего фестиваля залы были полны. Это фантастический подарок для жителей Ижевска. Прошло уже несколько дней после окончания фестиваля, но мы всё ещё живём его творческим послевкусием. Эти десять дней были заполнены не только спектаклями, но и встречами с актерами других театров, с самыми интересными режиссёрами современной России, с организаторами «Золотой маски». И это огромная школа для всех актёров нашей труппы, для всех нас. Не хочу прощаться с фестивалем: «До свидания, виват, «Золотая маска»!

 

Александр Мустаев, председатель Союза театральных деятелей УР:

– Замечательно, что это событие состоялось. Наш регион до 2019 года был в стороне от этого проекта. Всё началось с желания Русского драматического театра, который вышел с предложением о показе в Удмуртии спектаклей театров из близлежащих регионов, получивших премию «Золотая маска». Я поехал к генеральному директору фестиваля Марии Ревякиной, которая на удивление быстро приняла наше предложение с условием согласования афиши фестиваля. Разумеется, список наших желаний был серьёзно отредактирован. Из заявок остались только два спектакля – «Зулейха» и «Корабль дураков». Но и это было фантастикой, потому что проект очень дорогой. Львиную долю затрат взяло на себя Министерство культуры РФ, часть – правительство Удмуртии. Самостоятельно бы нам фестиваль не потянуть. Все спектакли очень яркие, произвели неизгладимое впечатление на нашу театральную публику. Неудивительно, что у всех нас осталось желание всегда быть в центре театральной жизни. Сразу скажу, ежегодный фестиваль в Ижевске в таком объёме – это очень маловероятно. Но, думаю, обмен спектаклями с театрами-соседями вполне возможен.

 

 

Павел Зорин, режиссёр театральной компании Les Partisans, создатель Центра современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) в Ижевске:

– Для меня гастрольная программа «Золотая маска в Ижевске» – это, в первую очередь, важная образовательная программа, которая способна пробудить и ижевских театральных профессионалов, и зрителей от сладкого и безмятежного сна. Только фестиваль такого высокого уровня может, с одной стороны, показать, что далеко не всё в местном театре хорошо и заслуживает уважения – достаточно, например, сравнить работу Национального театра Башкирии им. Гафури «Зулейха открывает глаза» и любой спектакль из репертуара нашего Национального театра, чтобы понять, в каком глубочайшем застое, если не кризисе, пребывает наш удмуртский театр. С другой стороны, зрители могут увидеть, что и у нас в Ижевске есть достойные спектакли, ничем не уступающие лучшим образцам столичного театра. Недаром спектакль Русского драматического театры «Король Лир» в постановке Петра Шерешевского наравне с другими представлен в программе гастролей. Зачастую у нас в провинции начинают ценить местных художников только когда их замечают где-то там, в Москве. Как это начинает происходить, например, не только со спектаклями нашего театра Les Partisans (уже в третий раз отмеченными экспертами фестиваля), но и с тем же театром «Молодой Человек» — постановка Андрея Опарина «Конармия/Тёмная версия» в этом году тоже отмечена попаданием в лонг-лист фестиваля «Золотая маска». И то, что фестивальная программа добралась, наконец, до Ижевска, видится мне, в том числе, начало важных внутритеатральных изменений.

 

Петр Шерешевский, российский режиссёр театра и кино, сценарист, драматург:

– Я не в Ижевске сейчас. И не наблюдал лично программу «Золотая Маска в Ижевске». Поэтому могу комментировать только «из общих соображений». То, что фестиваль устраивает эту программу в регионах, – очень здорово. Не только московский, но и региональный зритель может видеть лучшие спектакли сегодняшней России. Познавать современный театральный язык, проблематику. И здорово, что наряду с номинантами последних лет в программу включены, например, и «Волки и овцы» Петра Наумовича Фоменко. Просто потому, что это великий спектакль. Пока ещё живой спектакль ушедшего режиссёра. Это надо ловить… Про нашего «Лира». Я разговаривал с артистами. Они писали мне: «Жаль, что вас не было с нами в этот вечер». Потому что зал был переполнен и дышал в унисон. Это и радостно, и обидно одновременно. Потому что это произошло впервые! Даже на премьере не было такого. А «Король Лир» идёт уже почти два года. Но даже несмотря на номинации, на обычный спектакль не так-то просто зрителя собрать. И главный администратор театра бесконечно рассказывала мне, что Ижевск – «большая деревня», и зритель готов смотреть только легковесный репертуар. А сложные театральные поиски не продать… И выясняется, что она права. Что необходима вывеска «Золотая маска в Ижевске», чтобы возник интерес. Уверен, даже не все зрители, пришедшие в этот день, знали, что идут на спектакль родного театра. Нет пророков в своём Отечестве. И так же было с «Маленькими трагедиями», которые тоже были номинированы на «Маску». Но при этом продержались в репертуаре всего два года. Не говоря уже о сложных спектаклях, которым не так повезло, которые не отмечены участием в главной национальной премии. Я и о своих «Пряничках», которые были сняты с репертуара через полтора года… Боюсь я и за судьбу «Визита старой дамы», который поставил совсем недавно. Это моя боль. Как приучить зрителя относиться к родному театру, как к ценности? В Ижевске фантастическая труппа, которой по плечу решать самые сложные художественные задачи. Очень хочется, чтобы интеллигентный зритель разглядел это и стал в театре частым гостем. И, конечно же, хотелось бы, чтобы наш «Король Лир» поучаствовал в программах «Золотой маски» где-нибудь в других городах, а не только дома, как принимающая сторона. Это очень важно для самоощущения артистов и для развития театра.